PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

PR в России — падаем или взлетаем

Лидия Голикова, вице-президент IABC/Russia, руководитель Комитета по измерению эффективности коммуникаций, директор по коммуникациям международной процессинговой компании ChronoPay:

Глобальный кризис повлиял на всю мировую экономику, люди в каждой стране видят негативные изменения. Но специалисты разных профессий ощущают влияние кризиса по-разному.

Что же сейчас происходит в сфере коммуникаций? В частности — в России? Российское отделение IABC постаралось ответить на этот вопрос с помощью бриф-исследования, которое в данный момент проводится среди членов российского отделения. Первым результатам исследования, а также ситуации на российском рынке коммуникаций в целом посвящена данная публикация.

Российский рынок PR-услуг вырос больше всех
Достаточно трудно говорить обо всем российском PR рынке. Специалисты по коммуникациям работают в самых разных областях, сферах и компаниях, и общих исследований PR индустрии в последние годы в России не проводилось. Поэтому можно опираться лишь на цифры, характеризующие отдельные фрагменты PR индустрии в последние годы в России.

В мае этого года были опубликованы очень позитивные данные из Отчета International Communications Consultancy Organization's (ICCO) World Report 2009 . Согласно этому отчету, сектор PR агентств в 2008 году успешно противостоял мировому кризису, показав рост в восемь с половиной процентов. «Россия показала лучший результат, показав прирост совокупной выручки в 33м %»- говорится в Отчете.

В России ICCO представляет Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС), которая на данный момент объединяет 27 PR агентств. Несмотря на оптимистичные цифры за 2008 год, председатель АКОС Елена Фадеева прогнозирует по итогам 2009 года сокращение агентских гонораров на15 %.

Пессимистические настроения

«Всего лишь треть представителей PR-индустрии излучают оптимизм. И то — вымученно».
Прежде всего, редакцию интересовало их мнение относительно состояния PR-отрасли в нынешних условиях. Как оказалось, оно далеко не радужное. В общем и целом таковым оно видится 74% респондентов. Во всяком случае, 28% готовы согласиться, что на ней вообще поставлен крест, и ни о какой более менее реальной экономике в отрасли говорить не приходиться. 13% опрошенных сетуют на нестабильность и чрезвычайную напряженности, и 3% усмотрели в происходящем некие трансформационные процессы. И только 26% (к этой категории относятся практически все руководители PR-агентств) заверили редакцию в своем полном оптимизме в этом вопросе.

Что происходит в российском PR?

Российское отделение IABC решило провести бриф-исследование по оценке стабильности и устойчивости PR-деятельности членов Ассоциации. В анкете мы спросили респондентов о том, что изменилось в их работе — что происходит с зарплатой, объемом работы, количество сотрудников, бюджетом в кризисное время? Увеличиваются ли эти показатели или уменьшаются? Насколько? Что влияет на эти процессы? Все вопросы были адресованы периоду с лета 2008 до лета 2009.

Исследование было запущено в рамках недавно созданного комитета по оценке эффективности PR-деятельности. Таковы итоги опроса редакции Портала Sovetnik.ru на тему «Нужен ли PR во время кризиса?», в котором на условиях анонимности приняли участие более пятисот респондентов, представляющих маркетинговые, рекламные и PR-агентства, а также PR-отделы компаний из различных секторов экономики.

Андрей Лапшов, президент Российского подразделения IABC.

«Наше подразделение очень динамично развивается. Несмотря на кризис, число наших членов за последний год ощутимо выросло. Но мы растем не только количественно, но и качественно — реализуем новые инициативы, организовываем новые комитеты. Нам бы хотелось, чтобы людям, нашим коллегам было интересно у нас в Ассоциации. В числе новых инициатив хотелось бы отметить исследование по оценке стабильности и устойчивости PR-деятельности членов Ассоциации. Оно еще в процессе, но уже первые полученные результаты достаточно интересны»

Сейчас получена первая часть анкет, и мы можем подвести предварительные результаты.

Динамика в целом очень неплохая. О значительном (20—50 %) сокращении зарплаты заявили только 10 % респондентов. При этом другие 10 % отметили, что в их департаменте зарплата даже увеличилась, что произошло при увеличении объема работы, но в условиях кризиса это трудно назвать негативным фактором. Тем более, что PR-бюджет тоже был увеличен.

30 % респондентов отмечают, что численность подразделения осталась прежней, но зарплата немного уменьшилась, что сопровождалось уменьшением PR-бюджета.

20 % заявили, что численность подразделения осталась прежней при сохранении прежнего уровня зарплаты. Однако у некоторых из них при этом вырос объем работы, но PR- бюджет был уменьшен, а у других и объем работы, и бюджет оставались неизменными.
Незначительная часть участников отметила, что численность подразделения уменьшилась (при сохранении зарплат и PR-бюджета), но, как следствие, вырос объем.

10 % заявили, что у них численность уменьшилась при незначительном уменьшении зарплаты и PR-бюджета, при этом вырос объем работы. Можно сказать — меньше всего повезло.

И еще 10 % отметили, что в их подразделении немного сократились все показатели численность, зарплата, объем и бюджет.
Из приведенных данных можно сделать вывод, что кризисные явления очевидно затронули деятельность ПР-щиков. Однако в целом влияние кризиса на PR рынок пока трудно назвать значительным.

Но это лишь предварительные результаты исследования. Посмотрим, какие результаты нам принесет следующая волна анкет.

regionpr.ru
(15.10.2009)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии