В отличие от взрывного развития new media в течение последних трёх лет, 2010 год, по мнению специалистов, выдался унылым на интересные рекламные и маркетинговые проекты. Какие перспективы развития ждут новые каналы коммуникации? Какие инструменты используют компании для продвижения в социальных сетях и на других площадках?
Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола «Виртуальный PR: опыт продвижения известных брендов в социальных сетях» 17 февраля 2011 г. Организатором круглого стола выступило PR-агентство «Принцип PR» при содействии УК «АРПИКОМ».
Константин Максимюк, совладелец агентства «Новый Интернет», считает, что прошлый год пошел рынку социальных медиа на пользу: наконец-то стала меньше нездоровая эйфория, и в социальных медиа появилось больше интересных и эффективных кейсов. Среди инструментов, которые приводили к успешному результату, он назвал комьюнити-маркетинг (дружественное сообщество ЧипТрип в Живом журнале), геотаргетинг (персонаж «Зелёный Перекресток» в Mirtesen.ru), внимание к интересам и идеям пользователей сети (создание компании «Чпокер»), blogger relation (рост продаж книги «Новый Интернет для бизнеса» за счёт отзывов блогеров в сети). «Однако сейчас в сети много шоу, но мало бизнеса», — считает Константин Максимюк. Причина — продать адекватный комплексный проект поддержки компании в new media можно чаще всего только на уровне топ-менеджеров, которые пока не уделяют достаточного внимания таким инструментам и не готовы идти на определённые риски. Кроме того, на реализацию хорошего проекта часто нужно 2–3 года, а горизонт планирования в большинстве компаний, в лучшем случае, год. Эффективность проектов в социальных сетях Константин Максимюк предлагает мерить в контактах, просмотрах, кликах. Всё остальное, увы, чаще всего спорно.
Следующий кейс представил директор по рекламе компании «Империя Пиццы» Андрей Васильев. До 2009 года единственным инструментом продвижения компании в Интернете была контекстная реклама в поисковиках. В отсутствие точек продаж (своих пиццерий) Интернет является единственной площадкой коммуникации с потребителями. В 2010 году компания выбрала «Путь 2.0» и начала выстраивание репутационного менеджмента и PR-продвижение в социальных сетях. Были созданы площадки в популярных new-media, проведены BTL-акции, интегрированные с online-освещением в сетях. Приложение для iPhone зарекомендовало себя как отдельный перспективный канал продаж, благодаря продвижению которого в соцсетях, удалось добиться значительного вовлечения владельцев iPhone в осуществление мобильных заказов. «Новые инструменты продаж побуждают меняться и саму компанию, совершенствовать техническое оснащение, дорабатывать программное обеспечение и механику обработки заказов», — отметил Андрей Васильев. По его словам, благодаря активности в социальных сетях, в 2010 году появился узнаваемый в Интернете бренд «Империя пиццы».
«Для компании «АКАДО» new media стали удобным инструментом связи с клиентами», — сообщил Денис Рычка, руководитель пресс-службы «АКАДО». После некоторых маркетинговых инициатив «АКАДО» в 2008 году число негативных отзывов и жалоб клиентов в new media стало все более заметным. Особенно это было видно в Живом журнале, который превратился в своеобразную жалобную книгу. В компании приняли стратегическое решение о выстраивании долгосрочных взаимоотношений с абонентами в новой информационной среде. Для этого был создан отдел коммуникаций с абонентами, который стал своеобразным «фильтром» всех информационных потоков, направленных на абонентов от компании, а также началось активное общение специалистов компании в среде социальных медиа. Целью диалога было выяснение конкретных причин недовольства абонентов и решение возникших проблем. Был создан официальный блог компании «АКАДО.live», аккаунты на популярных блог-площадках и социальных сетях для тиражирования новостей о компании. Регулярно проводились мероприятия с «лидерами мнений» блогосферы, организовывались блог-туры по типу пресс-туров и tweet-трансляции значимых событий отрасли. Первые результаты работы были видны спустя всего 3 месяца работы: окраска имиджевого фона в блогосфере поменялась с негативной на нейтральную.
Анализу кейсов в финансовой сфере было посвящено выступление Елены Сосновцевой, Associate Director Head of Corporate communications VTB Capital Investment Management. Все участники круглого стола согласились, что интересных проектов у банков пока нет. Единственный пример — популярный в ЖЖ Олег Тиньков с его банком «Тинькофф. Кредитные системы». Помимо информации о личной жизни банкир выкладывает в журнал и посты о своём банке, привлекая внимание к его услугам. Основные причины неудачи банков в социальных сетях — сложность информации при невысокой финансовой грамотности населения, рост репутационных рисков для банков в случае работы на открытых Интернет-площадках. New media станет эффективным инструментом продвижения финансовых услуг, если банки начнут разрабатывать долгосрочные стратегии работы в сети. Сейчас в социальных сетях зарегистрированы собственные страницы многих банков, но они никак не развиваются, а наполняются стандартными пресс-релизами. Финансовая тематика должна быть интересной для потребителей, несмотря на её специфику. «Нужно устанавливать диалог с клиентом, возможно, начиная обсуждение качества обслуживания», — заключила Елена Сосновцева.
Формирование рынка услуг в сфере new media в России продолжается каждый день с каждым новым опытом и кейсом. А это значит, впереди нас ждут новые интересные проекты, — резюмировали участники круглого стола.