По оценкам PR Агентства «Сокур и партнеры» общий объем PR рынка за 2009 год составил около $850 млн, что соответствует 15% падению по сравнению с более успешным для пиар-индустрии 2008 годом. Восстановление идет довольно быстро, но несколько ниже ожидаемого прогноза — $930 млн.
Несмотря на большое количество тендеров, которые проходили осенью 2009 года, и намерения компаний вновь агрессивно вести коммуникационные программы, многие виды действий были отложены и перенесены на текущий год. Кроме этого, были сокращены число и масштаб мероприятий для СМИ. Большая часть контрактов на постоянное пиар-сопровождение была приостановлена до начала 2010 года. Однако в начале весны на рынке началось оживление клиентской активности.
Спрос на пиар-услуги в прошлом году довольно сильно отличался в разных отраслях экономики. Например, PR-бюджеты фармацевтических, автомобильных, телекоммуникационных и IT-компаний показали небольшой рост. Напротив, очень большой спад в заинтересованности работать со СМИ был отмечен в индустрии роскоши и на рынке недвижимости. Финансовый и банковский сектор демонстрировали динамку спроса на коммуникационные услуги больше похожую на американские горки.
За 2009 год отрасль претерпела значительные изменения, произошло переосмысление пиар-инструментария. «На место сумасшедших креативных идей пришли выверенные стратегические решения, ориентированные на долгосрочную перспективу, — отмечает Дмитрий Сокур. — Основными критериями при выборе PR-агентства стали: опыт, связи и четкое следование коммуникационной политике. Особое внимание компании стали уделять прогнозированию результатов, оценке достижений на основании ключевых индикаторов результативности (KPI)».
Сокращение бюджетов на пиар оказалось даже менее заметным, чем падение рынка маркетинговых коммуникаций в России. По данным АКАР, уменьшение объема рынка к предыдущему году составило 27%: сегменты ATL и BTL показали падение 26-28%. Наблюдается перераспределение маркетинговых бюджетов в пользу PR, рост роли кризисных коммуникаций, а также активно продолжает развиваться цифровой пиар.
«Нашим британским коллегам по PR-индустрии в кризисный 2009 год удалось заработать на 30-40% больше, чем годом ранее, — говорит Дмитрий Сокур. — Основы такого бурного роста — программы кризисных коммуникаций и значительное использование Интернет-ресурсов и технологий». Подобным образом развивается пиар-индустрия и на ведущем рынке — в США. «Расходы на работу с социальными сетями в США по сравнению 2008 годом, по данным Nielsen, увеличились в среднем более чем на 150%», — добавляет Дмитрий Сокур.
«В кризисный период 2009 года Интернет стал единственным растущим медиа, как с точки зрения рекламного инвентаря и аудитории, так и по объему рекламных инвестиций, — комментирует Дмитрий Ашманов, генеральный директор агентства Mindshare Interaction». По оценкам PA Mindshare Interaction в 2009 году рынок Интернет-рекламы в России достиг уровня 15,6 млрд. рублей, что на 6% выше показателя 2008 года.
Особым успехом в 2010 году, по нашим прогнозам, будут пользоваться все инструменты коммуникаций в Сети — блоги, онлайн-видео, подкасты, кросс-брендинг. Важное место будет уделяться проектам с социальными сетями и социальными медиа. Дополнительный толчок к развитию получат интегрированные программы, которые будут объединять рекламу в сети с контентными проектами и другими пиар-инструментами.
По расчетам агентства «Сокур и партнеры» рынок пиар в 2010 году продолжит рост и даже опередит 2008 год. «Абсолютно четкая перспектива развития — ориентация на Интернет, большое внимание не только к корпоративным и продуктовым коммуникациям, но и развитию бренд составляющей, — утверждает Дмитрий Сокур. — В перспективе ближайших трех лет рынок пиар-услуг может утроиться и достигнуть рубежа $3 млрд.».
pr-files.