Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) представляет скорректированный прогноз развития индустрии PR в 2009 году. За первые девять месяцев объем PR рынка в России сократился на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, что на 4% лучше, чем ожидалось, прогнозы на весь 2009 год скорректированы в положительную сторону.
Эти данные основаны на экспертной оценке руководителей агентств-членов АКОС и данных опроса, проведенного в рамках конференции The Baltic PR Weekend (суммарно около 100 экспертов и специалистов отрасли связей с общественностью).
«Российский рынок PR, безусловно, не мог избежать влияния экономического кризиса и замедлил свое развитие, которое на протяжении последних нескольких лет было весьма динамичным, — говорит Елена Фадеева, Председатель АКОС, Генеральный директор Fleishman-Hillard Vanguard. — В октябре-декабре 2009 года ожидается продолжение роста рынка, который стал заметен в сентябре. Поэтому падение рынка за весь 2009 год предположительно составит 20% по сравнению с 2008 г. и будет, таким образом, менее существенным, чем прогнозировалось ранее (28%)».
Для отдельных видов PR наблюдается различная динамика в этом году. Так, падение в сфере PR B2C в первые девять месяцев года составило 24%, а в сфере PR В2В — 30%. Корпоративные коммуникации упали на 22%, финансовые — на 35%. Менее резкое сокращение бюджетов наблюдается в сфере внешних связей (-21%), кризисных (-17%) и внутренних коммуникаций (-20%).
Согласно исследованию, проведенному по заказу АКОС в начале 2009 года, объем рынка PR в России в 2008 году составил $2,5 млрд. При этом в 2009 году прогнозировалось 28% падение рынка, который, таким образом, должен был составить $1.8 млрд. Это означает, что в 2009 году по последним данным объем PR рынка составит $2 млрд.
Суммарное сокращение бюджетов на PR в 2009 году оказалось менее заметным и по сравнению с ситуацией, наблюдающейся на смежных рынках, таких как рекламные и маркетинговые услуги. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, суммарный объем рекламы в России по результатам января-сентября 2009 года сократился на 30% по сравнению с 2008 годом. Российская ассоциация маркетинговых услуг оценила падение российского рынка маркетинговых услуг по итогам первых девяти месяцев 2009 года также в 30%.
Меньшее падение рынка PR объясняется несколькими тенденциями, наблюдающимися не только в России, но и во всем мире. Среди них — некоторое перераспределение маркетинговых бюджетов в пользу PR в категории B2C-коммуникаций, рост роли кризисных коммуникаций и внешних связей, усиление корпоративных коммуникаций, в том числе корпоративной социальной ответственности (CSR), а также продолжающееся развитие цифрового PR.
Эксперты АКОС также отмечают различия в динамике развития бюджетов на PR в зависимости от вида PR или отрасли экономики, к которой относится компания. Так,
«Полученные нами новые данные еще раз наглядно демонстрируют, что PR как коммуникационная дисциплина является одним из наиболее эффективных инструментов, причем его эффективность очень высока и в кризис, когда рекламные инструменты работают хуже. Поэтому, несмотря на кризис, российский рынок связей с общественностью продолжает успешно развиваться», — отметила Елена Фадеева.
Примечания
* Объем рынка PR — совокупные бюджеты компаний на PR в России.
** Виды PR услуг — классификация The Paul Holmes Report, применяемая при составлении рейтингов.
pr-files.