МИПЭ провел круглый стол по имиджу России и США
В среду 1 июля в Москве прошел круглый стол «Имиджи России и США накануне перезагрузки отношений», приуроченный к визиту в Россию президента США Барака Обамы. Организаторами мероприятия выступили Международный институт политической экспертизы (МИПЭ) совместно с комитетом по имиджу России Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО). В качестве экспертов в круглом столе приняли участие специалисты по имиджу, социологи, представители мониторинговых агентств, представители российских и зарубежных СМИ.
В ходе круглого стола обсуждались такие вопросы как «Имидж России в США и США в России в зеркале СМИ и в восприятии населения», «Имиджи лидеров обеих стран и их влияние на ход переговоров», «Возможная перезагрузка отношений и ее влияние на имиджи России и США».
По мнению Евгения Минченко, директора Международного института политической экспертизы и председателя комитета РАСО по имиджу России, в данный момент существуют проблемы с имиджем России в США и с имиджем США в России. В частности , в российских СМИ США потеряли ореол «эталонной демократии» и образца для подражания, который окружал их в начале
— Эгоистическое государство, стремящееся решить свои проблемы за счет других. В частности, беспокойство вызывает активная эмиссионная деятельность властей США, которая может привести к обесцениванию доллара (или вообще замене его другой валютой);
— Страна, претендующая на роль эталонной демократии, но реально не соответствующая этому эталону. Как крайность — чуть ли не полицейское государство, как вариант — декоративная демократия, прикрывающая господство финансовой олигархии;
— Помешанное на политкорректности общество, доводящее поддержку меньшинств до абсурда. В течение последнего года представленность этой темы в российских СМИ значительно снизилась. Избрание президентом афроамериканца стало серьезным аргументом в пользу этой политики и против представления о том, что в США
— Государство, навязывающие другим собственные правила, но при этом не считающее нужным самому эти правила соблюдать. США отказывают другим странам в праве на сферы интересов, в то же время считая своей зоной интересов весь мир;
— Неудавшаяся империя. Сверхдержава, которая не справилась с самовольно взятой на себя ответственностью за судьбы глобализующегося мира, основной виновник мирового финансового кризиса;
— Потенциальный агрессор. Это убеждение подтверждается операциями США в Югославии, Ираке и Афганистане, дальнейшим расширением НАТО на Восток, намерением разместить систему ПРО в Европе, поддержкой режима Саакашвили в Грузии, втягиванием в НАТО Украины против воли ее населения.
Последний стереотип наиболее критичен для успеха переговоров в Москве, поскольку в российских СМИ широко представлена точка зрения, что значительное сокращение ядерных арсеналов России и США сделает опасным для нашей страны превосходство США в обычных вооружениях.
Узкий набор тем, предложенных американской стороной для переговоров в Москве (собственно, конкретика есть только по вопросам дальнейшего ядерного разоружения), вряд ли соответствует амбициозному термину «перезагрузка». В случае если договоренности по сокращению боеголовок будут достигнуты (а вероятность достаточно высока), это не сможет изменить имидж США в России в лучшую сторону (скорее наоборот). Соответственно, необходимо расширение повестки переговоров за счет тем, которые реально волнуют и население России, и российскую политическую элиту. В первую очередь, речь идет о прекращении поощрения со стороны США антироссийских настроений в постсоветских странах.
В то же время имидж Обамы в России, несмотря на его в целом позитивное восприятие, далеко не однозначен. В российских СМИ он представлен как:
— Политик нового поколения, искренне желающий изменить несправедливую политику США по отношению к другим странам мира;
— «Новая оболочка» того же самого содержания, что и при Буше-младшем. Шоумен, изменяющий стилистику, но не смысл американской политики, основанной на национальном эгоизме;
— «Американский Горбачев», ведущий свою страну к развалу.
По данным ВЦИОМ, которые представила Ольга Каменчук, директор по коммуникациям Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения, США лидируют среди стран, которые россияне считают врагами России (также в тройку врагов входят Грузия и Украина, но Украина также входит и в тройку друзей). Эти данные опросов коррелируют с тем, как США представлены в российских СМИ. По данным компании «Медиалогия», они занимают второе после Украины место по количеству негативных публикаций.
ВЦИОМ фиксирует, что за десять лет доля россиян, испытывающих позитивное отношение к США, снизилось почти в три раза — с 68% в 1998 году до 22%, причем с июня по сентябрь 2008 года — более, чем в два раза (с 47% до 22%). Почти две трети наших соотечественников (65%) воспринимают Соединенные Штаты негативно. 37% россиян оценивают сегодняшние российско-американские отношения как «напряженные». Почти каждый десятый (11%) уверен во враждебном характере отношений России и США — еще в июне 2008 года такой «вердикт» выносили лишь 2%. США глазами россиян — это, прежде всего, самомнение (43%) и бесцеремонность (43%) — за пять лет количество респондентов, ассоциирующих Америку с этими словами, выросло на
В то же время избрание Барака Обамы президентом США и его первые заявления в адрес России (о необходимости «перезагрузки» отношений, о возможном отказе от размещения системы ПРО в Европе, более гибкая позиция по расширению НАТО) обеспечили ему рост поддержки в России. Более трети россиян полагают, что вступление Барака Обамы на должность американского президента положительно скажется на отношениях России и США (38%). 20 % опрошенных испытывают по отношению к Обаме надежду, 14 % — симпатию, 11 % — уважение.
Кирилл Петров, эксперт агентства «Минченко GR консалтинг», научный сотрудник МГИМО (У) МИД РОССИИ в рамках своего выступления заявил, что с точки зрения имиджа главенствующим фактором для американцев в восприятии России является набор ожиданий от ее курса на демократизацию. Консервативная американская пресса видит угрозу в России как таковой, а либеральная видит угрозу в недемократической России.
Главный фактор неопределенности для американцев в отношении России — это распределение ролей внутри тандема Путин-Медведев и то, действительно ли Медведев является по убеждениям либералом.
Россия образца 2009 года при новом президенте Дмитрии Медведеве, по мнению ряда американских экспертов, должна была качнуться в сторону «свободы и демократии». Но война на Кавказе и газовая война с Украиной привели к эффекту «зависания» двухсторонних отношений. Необходимо осознавать, что «перезагрузка», начатая американской стороной, непременно станет объектом жесткой критики в случае, если ожидания на либерализм Медведева не оправдаются.
В то же время Екатерина Егорова, председатель совета директоров ЦПК «Никколо М», считает, что особых надежд на Медведева в американском истеблишменте нет. Он воспринимается после кавказской войны скорее как ястреб, чем либерал. Кроме того, в США есть серьезные сомнения в степени его влияния. Поэтому российским лидерам стоит публично озвучить, каково не только формальное, но и неформальное распределение обязанностей внутри тандема. Не добавляют плюсов российскому президенту и такие ошибки, как жесткие высказывания в адрес США, прозвучавшие на следующий день после избрания Обамы президентом. В то же время Екатерина Егорова считает, что у Обамы и Медведева много общего — оба юристы, оба прагматики. Они имеют шанс договориться, но чтобы отношения наших стран были крепкими, нужен новый проект, в котором они бы сотрудничали. Пока такого проекта нет. В то же время США делают ставку на новую и потенциально опасную для России стратегию развития энергетики, нацеленную на использование альтернативного углеводородам топлива.
Подводя итоги круглого стола, Евгений Минченко отметил, что, учитывая сложный набор проблем в двусторонних отношениях России и США и ограниченный набор тем, где возможно сотрудничество, а также устойчивые негативные стереотипы относительно партнеров в обеих странах, можно констатировать следующее:
— Главным имиджевым ресурсом для улучшения отношений России и США сегодня являются образы президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы — политиков нового поколения, не отягощенных наследием «холодной войны», динамичных, интерактивных, современных и технических продвинутых («Интернет-президенты»);
— Даже самые удачные личные отношения двух президентов не заменят наличие системной институциональной работы в рамках постоянно действующего органа (подобного комиссии «Гор-Черномырдин» или новой комиссии «Медведев-Обама»);
— Необходима активизация межстранового диалога между гражданским и экспертным сообществом двух стран.
www.stratagema.org