link14652 link14653 link14654 link14655 link14656 link14657 link14658 link14659 link14660 link14661 link14662 link14663 link14664 link14665 link14666 link14667 link14668 link14669 link14670 link14671 link14672 link14673 link14674 link14675 link14676 link14677 link14678 link14679 link14680 link14681 link14682 link14683 link14684 link14685 link14686 link14687 link14688 link14689 link14690 link14691 link14692 link14693 link14694 link14695 link14696 link14697 link14698 link14699 link14700 link14701 link14702 link14703 link14704 link14705 link14706 link14707 link14708 link14709 link14710 link14711 link14712 link14713 link14714 link14715 link14716 link14717 link14718 link14719 link14720 link14721 link14722 link14723 link14724 link14725 link14726 link14727 link14728 link14729 link14730 link14731 link14732 link14733 link14734 link14735 link14736 link14737 link14738 link14739 link14740 link14741 link14742 link14743 link14744 link14745 link14746 link14747 link14748 link14749 link14750 link14751 link14752 link14753 link14754 link14755 link14756 link14757 link14758 link14759 link14760 link14761 link14762 link14763 link14764 link14765 link14766 link14767 link14768 link14769 link14770 link14771 link14772 link14773 link14774 link14775 link14776 link14777 link14778 link14779 link14780 link14781 link14782 link14783 link14784 link14785 link14786 link14787 link14788 link14789 link14790 link14791 link14792 link14793 link14794 link14795 link14796 link14797 link14798 link14799
PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

PR на рынке недвижимости: зимняя спячка

Рынок недвижимости одним из первых в России принял удар мирового финансового кризиса, который заставил большинство крупных игроков пересмотреть планы своего развития. В результате многие девелоперы, уже заморозившие часть своих проектов и сократившие штат сотрудников, вынуждены отказаться и от услуг коммуникационных групп для промоушена своей деятельности.

О том, как изменилась ситуация на рынке PR-услуг в сфере недвижимости осенью 2008 года, "РИА Новости — Недвижимость" рассказали представители некоторых PR-агентств Москвы.

Тенденции
Говоря о последних тенденциях на строительном рынке России, руководитель московского офиса коммуникационного агентства SPN Ogilvy Дмитрий Комендантов отметил, что многие строительные компании начали пересматривать свои маркетинговые бюджеты уже в конце третьего квартала.

"В первую очередь, сокращение девелоперскими компаниями расходов на маркетинговые услуги сказалось на рынке прямой рекламы, однако и на рынке коммуникационных услуг мы уже сегодня отмечаем снижение активности со стороны клиентов", — указывает партнер коммуникационной группы Modus Иван Синицын.

По мнению экспертов, если спрос на такие традиционные услуги PR-агентств как организация мероприятий или реклама, падает, то общий объем заказов за счет сохранения интереса к другим видам услуг пока еще существенно не снижается.

"К наиболее востребованным услугам коммуникационных агентств можно отнести антикризисные коммуникации, PR-сопровождение сделок по слиянию и поглощению, брендинг и разработку фирменного стиля для новых компаний, образующихся в результате слияний, внутрикорпоративные коммуникации. И, конечно, остается в цене креатив, так как в условиях сокращения бюджетов яркие идеи становятся одним из основных факторов эффективности PR-кампаний", — уверен Комендантов.

Тем не менее некоторые PR-агентства уже считают свои потери среди клиентов.

Клиент уходит…
Как рассказывает исполнительный директор PR-агентства Agenda Дина Павлова, мировой финансовый кризис уже внес свою негативную корректировку в деятельность агентства.

"Наши клиенты на рынке недвижимости, с некоторыми из которых мы работали по нескольку лет, сейчас приостановили действующие абонентские контракты на период декабрь — январь. Это решение было принято на прошлой неделе. Однако это временная мера — они планируют вернуться к сотрудничеству в феврале 2009 года", — отмечает она.

По словам Павловой, действия компаний можно объяснить тем, что в декабре — январе ожидается сезонное затишье на рынке недвижимости, во время которого не стоит ожидать анонсирования новых проектов или других глобальных новостей, "поэтому компании не видят смысла в PR-активности в этот период".

"Получается, что сегодня на рынке недвижимости совпали сезонность и стагнация, связанная с кризисом. Год назад, например, также происходило уменьшение общих объемов работы в околопраздничный период, но никто не приостанавливал контракты", — продолжает она.

Исполнительный директор PR-агентства Agenda отказалась назвать компании, которые в настоящий момент приостановили действующие абонентские контракты.

О наметившемся снижении спроса на услуги коммуникационных групп рассказывает и Синицын.

По его мнению, в последние несколько лет на рынке девелопмента появилось большое количество новых игроков. Именно эти компании сегодня подверглись влиянию мирового финансового кризиса, и им приходится отказываться от привлечения PR-агентств для продвижения своих продуктов, тогда как крупные компании просто сокращают объемы взаимодействия с ними.

"Мы ожидали даже еще большего оттока клиентов, чем у нас произошел. Наиболее стабильные игроки на рынке сохраняют свою активность, хотя с некоторыми из них ведется дискуссия о сокращении объемов предоставляемых услуг. Крупные компании все равно останутся на рынке", — указывает собеседник РИА Новости.

Синицын также не стал называть компании, которые прекратили сотрудничество с Modus.

В то же время на некоторых PR-агентствах влияние мирового финансового кризиса отразилось не в виде приостановки контрактов и оттока клиентов, а в виде изменения характера предоставляемых им услуг.

"Один из наших клиентов, которого мы не хотели бы называть, в целях экономии во время кризиса решил с января 2009 года перейти на проектное обслуживание, не предполагающее ежедневной работы, как при абонентском обслуживании. Иными словами, эта компания будет обращаться к нам для того, чтобы мы собрали пресс-конференцию или свозили журналистов в пресс-тур от случая к случаю", — рассказывает генеральный директор PR-агентства "Правила Общения" Юлия Зинкевич.

По словам Зинкевич, постоянными клиентами агентства, работающими на рынке недвижимости, в настоящий момент являются компании IntermarkSavills, Honka, Immo Industry Group (IIG).

"Мы работаем не только с недвижимостью, но и с одеждой, кино, luxury-товарами и все постоянные клиенты нашего PR-агентства, за одним исключением, продлили контракты на следующий год. Мы знаем, что эти компании сократили рекламу и посчитали, что PR в нынешних условиях будет более эффективным инструментом для привлечения клиентов", — добавляет она.

Вместе с уже упомянутыми PR-агентствами, несколько коммуникационных групп на рынке PR услуг, пожелавших остаться неназванными, также отмечают полный отказ или временную приостановку контрактов со стороны компаний, работающих на рынке недвижимости.

… но надеется вернуться
Как рассказывает "РИА Новости — Недвижимость" директор департамента PR и рекламы компании "Усадьба" Светлана Земцова, приостановка их сотрудничества с PR-агентством была вызвана объективными факторами на рынке недвижимости.

"Действительно, декабрь и январь — это месяцы спада активности, и рынок недвижимости всегда начинает развиваться только в феврале. Кроме того, в конце сентября — в октябре в результате кризиса среди клиентов обозначилась тенденция выжидания и наблюдения за изменениями на рынке. Именно поэтому, продолжение маркентинговой активности в том же объеме, который был и ранее, значило бы бить в никуда", — уверена она.

Земцова поясняет, что сейчас на рынке есть два вида клиентов: те, у кого есть живые деньги и кто испытывает острую потребность в приобретении квартиры, и те, кто отложил покупку жилья на следующий год и использует свои деньги для других нужд.

"Те, у кого была потребность — она у них осталась, и они сами отслеживают изменения на рынке. Новые же покупатели в ближайшее время точно не появятся", — заявляет Земцова.

По ее словам, взаимодействие с коммуникационными группами действительно было остановлено на два месяца, "однако экономия не является главной задачей и это вовсе не значит, что мы его прекратили полностью".

В холдинге "Миэль" также признали изменение во взаимодействии с PR-агентствами, отметив при этом, что "Миэль" находится в более выгодных условиях, так как сильная команда специалистов внутри компании способна при необходимости самостоятельно обеспечивать PR-поддержку холдинга".

"В настоящий момент перед всеми компаниями стоит задача оптимизировать издержки, в том числе и в области коммуникаций. Мы пересмотрели свои PR-программы, часть из них сокращена или приостановлена на один — три месяца", — рассказывает директор по связям с общественностью холдинга "Миэль" Екатерина Куманина.

Как уточняет Куманина, прежде всего, пересмотр PR-программ коснулся вспомогательных программ, новых проектов и программ, направленных на расширение активности.

"Мы традиционно пользуемся услугами PR-консультантов и в условиях кризиса действующие договора остались с теми, кто смог оперативно и гибко отреагировать на ситуацию", — констатирует она.

Уверенность в своих внутренних PR-ресурсах также выражают и в Mirax Group.

"За последний год корпорация Mirax Group значительно повысила узнаваемость на рынке, как в России, так и за рубежом. Сегодня мы решили взять небольшую паузу, временно приостановив действие контрактов с PR-агентствами, тем более что в условиях снижения деловой и информационной активности, которое традиционно наблюдается в период декабрь-январь, мы вполне можем положиться на свои внутренние ресурсы", — указывает директор департамента маркетинга корпорации Mirax Group Дмитрий Сахно.

Бесплатный PR в расчете на будущее
Как часто отмечают эксперты, для некоторых компаний кризис и снижение активности на рынке недвижимости в России может не только привести к потерям, но и сыграть позитивную роль в перспективе. В настоящий момент, уверяют специалисты, изменение спроса на PR-услуги неизбежно приведет к снижению цен на них, что в дальнейшем может быть использовано некоторыми игроками рынка недвижимости для создания и развития сильного бренда.

Кроме того, рассказывает Синицын, в последнее время наблюдается и снижение "уровня шума" на рынке недвижимости. До кризиса только ленивый не говорил о себе, тогда как сегодня многие компании временно прекратили активные действия, считает он.

Вместе с тем, подчеркивает Комендантов, в настоящий момент компаниям невыгодно понижать коммуникационную активность, "ведь в условиях падения платежеспособного спроса возрастет конкуренция за клиентов".

"Чтобы удержать последних клиентов, нужно продолжать взаимодействие с ними. В любом случае, кризис рано или поздно закончится, и выиграет та компания, которой удастся поддержать эффективные коммуникации со своими целевыми аудиториями", — размышляет он.

По мнению же Синицына, должна быть продолжена в первую очередь стабильная информационная политика с поправкой на кризис.

"И если первое время силами своей пресс-службы компания может и справится с потоком информации, то со временем у них могут возникнуть с этим большие трудности", — обращает внимание он.

В сложившейся ситуации можно было бы ожидать, что некоторые PR-агентства предложат своим клиентам разного рода интересные предложения на время кризиса. И действительно, некоторые из них, как, например, агентство Agenda, уже озаботились об этом.

"Мы рассчитываем на то, что наши постоянные клиенты продолжат сотрудничество с нами с февраля. Для того, чтобы в ближайшие два месяца не потерять достигнутые результаты и не начинать всю работу сначала, мы предложили им временно продолжить сотрудничество на безвозмездной основе. Они пока еще думают над нашим предложением, так как оно было сделано совсем недавно", — рассказывает Павлова.

По ее словам, агентство понимает, что помощь некоторым компаниям на данном этапе находится в их прямых интересах, так как "если сейчас мы поддержим их, то, может быть, они быстрее к нам вернутся".

"Я знаю, что некоторые компании сделали пакет антикризисных предложений, и мы сейчас тоже над этим работаем. Этот пакет, в частности, включает, помимо PR-услуг, размещение прямой рекламы по себестоимости, все работы по верстке материалов перед размещением, а также аналитические работы для оперативной корректировки маркетинговой активности компании. Мы уже даже перевели на этот пакет некоторое количество клиентов, так как в сегодняшней ситуации клиенты стремятся четко понимать отдачу с каждого потраченного рубля", — заключает Синицын.

 

(28.11.2008)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии