22 мая в Госдуме состоялся круглый стол по теме использования зарубежного опыта законодательного обеспечения лоббистской деятельности в системе мер противодействия коррупции.
Первый заместитель председателя Комитета по безопасности ГД Михаил Гришанков отметил, что проблема законодательного обеспечения лоббистской деятельности постоянно поднимается в обществе по инициативе предпринимательских и общественных объединений. Бизнесмены просят вывести лоббистскую деятельность «из тени», легализовать ее и привести к понятным власти и обществу нормам.
«Декларирование равенства всех перед законом нуждается в государственном правовом регулировании лоббистской деятельности, ведь и депутат является лоббистом, поскольку отстаивает интересы той территории, которая его избрала, и по закону он обязан это делать бесплатно», — сказал М. Гришанков.
Заместитель председателя Комитета по международным делам Андрей Климов напомнил, что Россия присоединилась недавно ко многим международным документам о противодействии коррупции и намерена комплексно бороться с ней.
«Я имею в виду, что зарубежный опыт может значительно ускорить эту борьбу. Мы помним, что понятие „лоббизм“ впервые появилось ровно 200 лет назад в США, но первый закон о лоббизме появился в Америке лишь спустя 138 лет, — сказал он. — Могу сказать, что и в России были попытки принять соответствующий закон, однако из-за юридической слабости ни один из текстов не дошел до второго чтения. Мы полагаем, что наиболее адекватен российской действительности опыт стран, представленных в Совете Европы. Однако для России является вопросом, стоит ли создавать специальный закон о лоббизме или лучше дополнять уже существующие нормативные акты». «Для нас также ясно, что одними запретительными мерами справиться с проблемой нельзя, нужны и поощрительные, — добавил он. — Этим мы поможем не только зарубежным предприятиям, работающим в России, но и отечественным, работающим за рубежом».
Из доклада Марчина Валецки, эксперта Совета Европы, следует, что лоббизм — важнейшая и законнейшая часть демократического процесса, регламентирующая право граждан доносить свое мнение до руководства. Но нерегулируемый лоббизм приводит к извращению демократических норм, в результате чего граждане начинают воспринимать лоббизм как чисто коррупционную систему.
На Западе лоббизм рассматривается как попытка оказать влияние на члена парламента. Эта деятельность должна осуществляться совершенно прозрачно, с официальной регистрацией лоббистов, с публичным доступом граждан к списку лоббистов и кодексу их поведения, с публикацией отчетности о лоббистской деятельности со всеми расходами, и с продуманной системой наказаний для нарушающих правила.
Из подробного анализа законодательства Канады, США, Германии и Польши, приведенных в докладе, следовало, что лоббистская деятельность в этих странах строжайше регулируется, в том числе при помощи саморегулируемых организаций лоббистов.
Руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbing.ru, кандидат политических наук, доцент ГУ-ВШЭ Павел Толстых напомнил историю непринятия закона о лоббистской деятельности в течение всего периода функционирования Госдумы РФ. По его словам, законопроект о лоббистской деятельности по странному стечению обстоятельств выносился на обсуждение депутатов именно в последние дни работы Госдумы. Так, в ноябре 1995 был провален первый из них. Тогда же альтернативный проект был разработан при участии экспертов Администрации Президента РФ и представителей крупного бизнеса, но до парламента так и не дошел. В период работы третьего созыва Госдумы пробовал провести закон о лоббизме депутат Чуев, однако отзывы из правительства за подписями Клебанова и Матвиенко были отрицательными. Последняя попытка была предпринята в 2003 году депутатами Надеждиным, Немцовым и Хакамадой (фракция СПС), однако юридическое качество этого проекта также находилось на низком уровне и характеризуется экспертами лишь как попытка добавить себе лишние голоса.
Несмотря на то, что с 2004 года такие попытки больше не предпринимались, налицо предпосылки к развитию этой темы в парламенте. В частности, отметил П. Толстых, в крупных российских корпорациях, особенно табачных и топливно-энергетических, созданы специальные отделы по взаимодействию с госорганами. Актуальности темы способствует и кризис политического пиара в России, и переориентация компаний из PR в GR (от government — «правительство»). Следует отметить также приход в Россию международных лоббистских фирм, создание в некоторых российских ассоциациях отделов по связям с госорганами, а также изменения в академической и научной среде — например, в ГУ-ВШЭ открыты специальные курсы по обучению профессиональной лоббистской деятельности, которые ведут А. Шохин, И. Юргенс, П. Авен и др. Аналогичная программа существует в МГУ им.Ломоносова, где в качестве попечителя выступает глава Администрации Президента РФ С.Нарышкин.
Подводя итоги заседания, участники круглого стола пришли к выводу о необходимости создания юридически грамотного закона о лоббистской деятельности в России.
Источник: www.allmedia.ru