В канун Старого Нового года коммуникационное агентство АГТ и аналитическое агентство «Смыслография» провели исследование присутствия сказочных новогодних персонажей регионов России в СМИ в 2015 году.
Были проанализированы 19883 источника информационно-аналитической системы «Медиалогия».
Лидером рейтинга предсказуемо стал Дед Мороз из Великого Устюга — 8493 публикации с его упоминанием в 2015 году.
В топ-5 с результатами более 1000 публикаций в СМИ также вошли:
2. Кыш Бабай (Зимний Дед) — 1671.
3. Снегурочка из Костромы — 1434.
4. Паккайне (он же Карельский Морозец) — 1144.
5. Тол Бабай (Дед Мороз из Удмуртии) — 1092.
Как отметил Владислав Шулаев, директор по продвижению территорий коммуникационного агентства АГТ: «Более тысячи публикаций в год в федеральных и региональных СМИ — это уровень активной медиаперсоны. Сказочные персонажи в вопросе продвижения уже могут составить конкуренцию главам районов, в котором находятся новогодние резиденции».
Далее места в этом необычном медиарейтинге распределились следующим образом:
6. Чысхаан (Якутия) — 764 упоминания в 2015 году.
7. Ямал Ири (Ямало-Ненецкий автономный округ) — 541.
8. Кар Кызы (Снегурочка) — 447.
9. Архангельский Снеговик — 247.
10. Сагаан Убугун (Белый Старец из Бурятии) — 181.
11. Якшама Атя (Мордовия) — 154.
12. Йушто Кугыза (Марий Эл) — 149.
13. Соок Ирей (Тыва) — 142.
14. Мунь Каллса (Саамский Дед Мороз из Мурманской области) — 122.
15. Шахта Баба (Дагестан) — 97.
16. Гор Дада (Чечня) — 77.
17. Кодзыд Поль (Коми) — 54.
18. Артхурон (Осетинский Дед Мороз) — 50.
19. Юр Пике (Снегурочка из Чувашии) — 38.
20. Хитрюндий Великолепный (Ханты-Мансийский автономный округ) — 25.
21. Хёл Мучи (Чувашия) — 21.
Ряд новогодних сказочных персонажей были упомянуты менее чем в 10 публикациях и не включены в список.
Медиарейтинг новогодних героев в значительной мере отражает активность их участия в туристическом продвижении региона и в продвижении национальных культур народов. Стоит отметить, что в 2015 году споры о том, к какой территории «приписаны» те или иные мифологические персонажи вышли на уровень региональных правительств. В апреле в Казани состоялась пресс-конференция, на которой обсуждался вопрос нарушения авторских прав в использовании товарного знака резиденции «Кыш Бабай и Кар Кызы». По данным медиаисследования, в связи с Татарстаном Кыш Бабай и Кар Кызы упоминаются в пять раз чаще, чем в связи с мероприятиями в Башкортостане.
Владислав Шулаев, директор по продвижению территорий коммуникационного агентства АГТ: «Новогодние представительства сказочных персонажей в России становятся своеобразным стандартом внутреннего туризма и зимнего детского отдыха. Резиденции местных Дедов Морозов, расположенные, как правило, в пределах 50 км от столицы региона, постепенно превращаются в развлекательные центры с катками и горками для зимних забав, «обрастая» кафе с местной гастрономией, недорогими гостиницами, сувенирными лавками. Такие центры растут на основе государственно-частного партнерства и растут быстро. Так, например, за пять лет с 2010 по 2015 годы поток гостей в село Шаркан к Тол Бабаю — удмуртскому Деду Морозу — увеличился в 12 раз: с 3 до 36 тысяч человек».