Результаты исследования* PR-агентства «Идеи&Решения» показали резкое увеличение числа случаев применения информационных атак в конкурентной борьбе.
По мнению экспертов агентства, за последние 12 месяцев произошёл пятикратный рост негатива, а пик его объёмов пришёлся на октябрь-ноябрь 2014 года. При этом нападкам подверглись как российские, так и международные игроки.
«Чем глубже кризис, тем темнее пиар. Частота возникновения кризисов, связанных с намеренным вбросом негативной информации конкурентами, в нашей практике за последний год возросла примерно в 5 раз, — говорит Сергей Пархоменко, генеральный директор PR-агентства «Идеи&Решения». — Запускать программу контрмер нам пришлось даже для тех клиентов, кто считал, что работает на "спокойном и цивилизованном рынке"».
В связи с экономическим кризисом корректировать коммуникационную стратегию в целом пришлось более 80% клиентов агентства. У каждого третьего из них причиной проблем стали действия конкурентов, которые можно отнести к чёрному пиару.
По словам эксперта, чаще всего подталкивала компании к применению неэтичных методов соперничества сложная финансовая ситуация. «В критических условиях у некоторых игроков срывает "моральные тормоза". Чтобы стабилизировать своё положение, они пытаются отнять долю у конкурентов, очерняя их репутацию. — поясняет Сергей Пархоменко. — Так, осенью мы реализовали антикризисный проект, поводом для которого стало заявление питерского игрока о том, что клиент агентства «Идеи&Решения» уходит с рынка. Через пару месяцев мы узнали, что наш неэтичный визави вошёл в процедуру банкротства».
Сегодня в напряжённой экономической обстановке риск попасть под информационную атаку остаётся высоким. Поэтому эксперты агентства советуют следующую программу действий:
- вести непрерывный мониторинг информационного пространства (СМИ, соцсети, отзывы);
- доработать план мероприятий на случай кризисов, связанных с возможными конкурентными атаками, HR-кризисами (увольнения, снижение зарплат и т.д.), негативными результатами экономической деятельности;
- спланировать работу антикризисного комитета и провести тренинги (особенно спикера, уполномоченного быть «голосом кризиса»);
- подготовить шаблоны основных документов (иногда фора в полчаса обеспечивает выигрыш в информационной борьбе).
* Исследование PR-агентства «Идеи&Решения» по 15 рынкам (125 брендов), май 2015 г., Российская Федерация.