Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) провела исследование с целью выявить предпочтения крупнейших игроков рынка при выборе PR-подрядчиков. Консультанты опросили более 100 компаний из 19 ключевых сегментов экономики.
Результаты исследования показали, что 50% заказчиков предпочитают не раскрывать информацию о победителях проводимых тендеров, 83% выбирают подрядчика на срок не более года, а главным критерием определения победителя тендера участники назвали опыт реализации потенциальным подрядчиком аналогичных проектов.
Несмотря на то что именно крупные компании часто обвиняют консультантов в непрозрачности рынка PR-услуг, исследование показало, что только 33% компаний публично объявляют победителей торгов, 25% готовы предоставить данную информацию по запросу. 25% ни при каких условиях не признаются, кто стал победителем и 15% пытаются найти баланс между устаревшими корпоративными процедурами и нормами открытого рынка, и периодически относят себя к разным категориям.
Большинство клиентов рынка PR-услуг (52%) не наблюдают сезонных тенденций тендерной активности. Тем не менее к «спящему» периоду практически единогласно отнесли лето — 98%. 17% указали привязку к началу календарного года (январь-февраль),16% респондентов отметили рост активности в осенний сезон с сентября по ноябрь и 13% — с марта по апрель.
57% компаний российского рынка практикуют проведение от одного до четырех тендеров на PR-услуги в год, четверть рынка (24%) выбирает партнера ежегодно, 13% указали опыт проведения от пяти до десяти торгов в год, и только 6% за один год проводят более десяти тендеров. Чаще других тендеры проводят компании, работающие в потребительском секторе.
По данным исследования АКОС, 48% компаний выбирают подрядчика на один год, 35% компаний проводят тендеры на краткосрочные проекты до одного года и только 17% заключают договор на два-три года.
При этом 41% респондентов отметили, что не сталкивались с ситуациями досрочного расторжения договора с выбранным подрядчиком на PR-услуги. Негативный опыт имеют лишь 15% опрошенных. Три наиболее распространённые проблемы, с которыми сталкивались эти респонденты: отсутствие проактивной работы агентства, невыполнение обязательств по договору и недостаток креатива в предлагаемых решениях.
В настоящее время большая доля компаний-заказчиков PR-услуг (48%) сотрудничает с несколькими подрядчиками, 35% пользуются услугами только одного агентства.
Бюджет на аутсорсинг PR-услуг в 2013 г. в общем срезе (34%) остался неизменным по отношению к предыдущему периоду. Позитивная динамика (рост бюджета на 10-25%) прослеживается на потребительском рынке и в финансовом секторе. Симметричное сокращение ресурсов наблюдается в сегменте образования и тяжелой промышленности.
Заказчики PR-агентств выявили три основных критерия приглашения консультантов в тендер: собственный анализ рынка PR-услуг (89%), проверенные подрядчики (88%) и члены Национального рейтинга PR-агентств (52%).
На этапе оценки тендерных предложений заказчики в большей степени ориентируются на опыт реализации консультантом аналогичных проектов (77%) и проактивность (63%). Следующие по значимости параметры: сроки выполнения работ (53%) и личные доверительные отношения с подрядчиком (49%). Только 30% обозначили важность низкой стоимости услуг и 37% респондентов — наличие «громкого имени» PR-провайдера.
«Наша деятельность в АКОС нацелена на формирование прозрачных инструментов для всех участников рынка PR-услуг, — говорит Ольга Дашевская, руководитель рабочей группы по тендерной политике АКОС, основатель и старший партнер Агентства бизнес-коммуникаций PR Inc. — Мы благодарны представителям бизнеса за готовность отвечать на наши вопросы, но, конечно, хотим большего. Участие в торгах — это затратная часть для любого консультанта, поэтому, принимая решение касательно участия в тендерах, мы хотим быть уверены, что победитель будет выбран. Абсолютная уверенность в этичном проведении тендерных процедур может быть у участников только при наличии единого брифа для всех потенциальных партнеров, соблюдении объявленной до начала торгов процедуры рассмотрения предложений и, самое главное, — объявлении победителя. Скрывать PR-партнера — это все равно что писать балладу о неизвестном пиарщике».
Об исследовании
Тема: Взаимодействие поставщиков и заказчиков профессиональных услуг в области связей с общественностью и маркетинговых коммуникаций в рамках тендера.
История: 2011 — 2012 гг. — исследование поставщиков PR-услуг; 2013 г. — исследование заказчиков PR-услуг.
Метод: online-анкетирование с использованием ресурса SurvayMonkey.
Респонденты: опрос прошли представители отделов «PR/маркетинг» — 35% и «Закупки» — 65% из 100 компаний, в том числе:
- Reebok
- Билайн
- Adidas
- JTI
- ВТБ 24
- MERZ
- Leroy Merlin
- Сибур
- Indesit
- Группа «Разгуляй»
- Grand
- Ford Sollers
- АвтоDом
- REHAU
- Иногосстрах
- Toyota Financial Services
- Barcli
- Amway
- Банк «Возрождение»
- и многие другие