PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

Безальтернативность информации

По результатам исследования «Левада-Центра», российские СМИ, считающиеся независимыми, заметно уступают государственным аналогам по числу читателей, слушателей и зрителей.

Исследование «Российский медиа-ландшафт: телевидение, пресса, Интернет» составлено из данных более чем десяти различных репрезентативных опросов общественного мнения. Акцент сделан на потреблении новостей, а не просто на пользовании тем или иным информационным каналом.

Анализ показал, что половина населения страны (50%) получает новости преимущественно из одного источника, каждый пятый (20%) — из двух, 17% — из трех, и 12% используют более трех источников одновременно.

Для тех, кто получают новости преимущественно из одного источника, главным каналом информации является телевидение, в этой группе его доля составляет 85%. Напротив, тех, кто читает новости в интернете и при этом не смотрит телевизионные информационные программы, в целом не более 5% населения.

Телевизионные новости россияне смотрят, прежде всего, по трем государственным каналам: «Первый», «Россия-1» и «НТВ». Аудитория информационных передач на относительно независимых телеканалах, таких как «Рен-ТВ», Euronews и «Дождь» в совокупности не превышает 17-18%. О существовании телеканала «Дождь» знают 42% россиян, и чуть более половины из них смотрели отдельные его передачи. Однако в структуре регулярного потребления новостей доля телеканала, даже в Москве, не превышает 2-3%.

Аудитория государственных телеканалов достаточно стабильна и даже несколько выросла в последние 1-2 года (высокие показатели в марте 2014 года могут объясняться, в том числе, интенсивностью освещения событий на Украине и в Крыму). Заметно увеличилось число зрителей «России-24».

За десять лет в России заметно сократилось число регулярных читателей ежедневных газет: с 39% в конце 2003 г. до 28% в начале 2014 года. При этом аудитория стала не только меньше, но и «скуднее»: почти в два раза сократилось количество тех, кто читает две или более газет — с 18% до 10% соответственно.

Последние московские опросы также позволяют проанализировать потребление новостей по радио и в интернете. Наибольшей популярностью пользуются новостные выпуски музыкальных радиостанций (19%). Сопоставимые аудитории имеют «Радио Маяк», «Эхо Москвы» (13% и 11%) и «Радио России» (8%). Различные зарубежные радиостанции на русском языке привлекают 1-2% жителей столицы. Даже в крупном мегаполисе среди радиослушателей преобладает установка на развлечение или пассивное слушание привычных радиостанций.

В интернете самыми крупными поставщиками новостей для москвичей являются «Яндекс.Новости» (41%), Mail.ru (21%) и Lenta.ru (20%). Другие новостные интернет-ресурсы заметно отстают. Наиболее популярны при этом сайты РБК, «Газеты.ру», «РИА Новости» и Life News (11%, 11%, 9%, 8%).

Влияние интернет-ресурсов в России на сегодняшний день незначительно. Люди, которые получают новости по интернету (и при этом не смотрят телевизионные каналы), составляют по России не более 5%, у оставшихся 20% населения интернет «идет приложением» к телевидению. Более того, издания, которые принято считать независимыми, в интернете отнюдь не лидируют (даже в крупных городах). Например, согласно опросу москвичей, аудитория сайта независимого «Эха Москвы» сопоставима с аудиторией государственного агентства «РИА Новости» (около 9%), у сайта телеканала «Дождь» — 4%, что в 2 раза меньше, чем у LifeNews (8%), у сайтов «Ведомостей», «Грани.ру», «Радио Свободы», «Новой Газеты», Би-Би-Си — не более 2-3%.

«Российское телевидение — и прежде всего три государственные канала — обладает на сегодняшний день практически безраздельной монополией на формирование общественно-политической повестки внутри страны. Любые другие источники информации, в том числе в интернете, имеют несоизмеримо меньшие аудитории. Качественные, аналитические СМИ, считающиеся независимыми, даже в интернете заметно уступают государственным аналогам по числу читателей, слушателей и зрителей. Фактическая безальтернативность средств массовой информации в России является важным условием поддержания существующего политического порядка», — делают вывод авторы исследования.

Подробнее: отчет по результатам исследования на сайте «Левада-Центра»

(19.06.2014)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии