Прогнозы мирового рынка в области связей с общественностью практически столь же оптимистичны, что 12 месяцев назад.
Такие показатели, как значимость корпоративной социальной ответственности, соблюдение баланса интересов акционеров с интересами прочих задействованных сторон, а также приоритет трат на PR по сравнению с другими маркетинговыми дисциплинами, лишь незначительно уменьшились по сравнению с предыдущим годом.
В ходе исследования был проведен опрос более 400 PR-агентств по всему миру, включая членов ICCO в 28 странах. Исследование началось с ранжирования 250 крупнейших компаний в мировой табели и определения объема мирового рынка, рост которого в 2012 г. составил 8%. Вторая часть проекта, World PR Report, посвящена исследованию глобальных тенденций индустрии. Здесь отмечается увеличивающийся разрыв между агентствами Западной Европы, оптимистичный настрой которых в отношении развития рынка серьезно падает уже второй год подряд, и представителями других развитых рынков.
В целом по рынку, уровень оптимизма упал с 7,7 (при шкале от 1 до 10) в прошлом году до 7,5 — в нынешнем. При этом в Западной Европе отмечается падение уровня до 6,7, в то время как в прошлом он составил 7,15, а годом ранее — 7,6. Эти показатели резко контрастируют с данными, например, Соединенных Штатов, где уровень оптимистических ожиданий развития рынка незначительно, но увеличился — с 8,06 до 8,08; Великобритании, где показатель уверенно вырос с 6,7 до 7,3; или Латинской Америки — где отмечается самый высокий показатель в 8,17.
Также наблюдались значительные отличия и по ряду других показателей. Например, на вопрос: «Согласны ли вы, что руководители корпоративного сектора более ответственно относятся к вопросу репутации компании?», Северная Америка дала утвердительный ответ (с показателем 8,19 из 10), то же самое в Австралии (8,54) и Латинской Америке (8,17). Для Западной Европы и Азии эта тенденция не всегда справедлива, что соответствует показателям 7,2 и 7,1. Ситуация на развивающихся рынках вызывает еще большое беспокойство: Восточная Европа — показатель 6,6, Африка — 6,2 и Ближний Восток — 6,1.
«В целом, для компаний-консультантов в Западной Европе ситуация во многом схожа, скорее, с положением развивающихся рынков, чем с другими развитыми рынками, например, Великобритании и Соединенных Штатов», — отмечает Пол Холмс, главный редактор The Holmes Report. Когда главам PR-агентств задавали вопрос, сколь серьезно компании относятся к корпоративной социальной ответственности, также отмечался значительный разрыв между Северной Америкой и Западной Европой, с показателями 7,36 и 6,46 соответственно. А на вопрос: «Выделяют ли маркетологи на вашем рынке больше средств на PR, чем на другие маркетинговые дисциплины?», агентства в Западной Европе отмечали значительно меньше причин для оптимизма (показатель 5,36), чем в Северной Америке (6,25).
Исследование показывает, что одна из причин текущей ситуации на англосаксонских рынках может быть связана с более успешной работой в направлении приобретения новых источников дохода.
На вопрос, обращаются ли клиенты в агентства за digital-коммуникациями и имиджевой рекламе и другими нетрадиционными решениями, Северная Америка (7,57), Великобритания (7,55) и Австралия (7,45) единодушно отметили эту тенденцию, по сравнению с Западной Европой (6,1), Азией (5,8) Ближним Востоком и Африкой (6,33), при этом наивысшее значение данного показателя отмечалось в Латинской Америке (7,92).
«Не совсем ясным из опроса осталось то, насколько эффективно развивают свои возможности рынки Западной Европы и Азии в отношении Digital Communications, чтобы удовлетворить потребности клиентов, или клиенты просто не обращаются в PR-агентства за этими услугами, — отмечает г-н Холмс. — В любом случае, агентствам стоит убедить клиентов в том, что они обладают необходимой экспертизой, в противном случае отрасль по ряду дисциплин может потерять свою долю на рынке».
Пожалуй, единственной областью, где североамериканские агентства менее оптимистичны, чем их коллеги в других регионах, так это кадровый вопрос. Руководителям агентств в Северной Америке (показатель 6,22) намного сложнее найти квалифицированный и образованный персонал, чем в Великобритании (5,93), Западной Европе (6,52), но самой серьезной проблемой этот вопрос остается для Азии (5,05).
Как отмечают члены АКОС, кадровый вопрос также остается насущной проблемой и для российского PR-рынка, в связи с чем особое внимание в последние годы уделяется образовательным проектам Ассоциации и работе с ведущим российскими вузами. Закономерным шагом этого года стала подготовка образовательного курса в области Digital Communications. «По итогам World Report 2013, наибольший рост рынка продолжится в области диджитал, — комментирует Андрей Баранников, председатель АКОС, генеральный директор SPN Ogilvy. — И эта тенденция характерна не только для мировой индустрии, но и для России».
По материалам The Holmes Report
ICCO — Международная ассоциация консультантов в области связей с общественностью, объединяет агентства по всему миру и представлена 29 национальными организациями. В Ассоциацию входят около 1500 PR-агентств из Европы, Африки, Азии, Америки и Австралии. Во всем мире членство в ICCO является общепринятым показателем профессионализма организации, качества оказываемых услуг. Все члены ICCO следуют этическим нормам, принятым в Ассоциации. http://www.iccopr.com/
The Holmes Report — ведущий ежегодный глобальный рейтинг коммуникационных компаний, демонстрирующий реальный вес и авторитет коммуникационных компаний мира, один из самых авторитетных независимых отраслевых источников о пиар-индустрии в мире. Более 15 лет The Holmes Report предоставляет профессионалам в области связей с общественностью наиболее полную и актуальную информацию и аналитику по рынку пиар-коммуникаций. http://www.holmesreport.com/