Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) провела круглый стол «Сколько стоит PR: принципы тарификации услуг в России» в рамках Baltic PR Weekend. На круглом столе были представлены новые рекомендованные объемы почасовых ставок PR-специалистов, а также прошло активное обсуждение рекомендованной АКОС системы тарификации PR-услуг. В дискуссию включились как представители российских PR-агентств, так и представители компаний, которые пользуются их услугами.
Модерировал круглый стол президент холдинга Pro-Vision Group Владимир Виноградов. С докладами выступили генеральный директор агентства Ketchum Maslov — Михаил Маслов, генеральный директор Fleishman-Hillard Vanguard — Елена Фадеева, руководитель отдела внешних коммуникаций «Леруа Мерлен Восток» — Галина Панина, директор по связям с общественностью Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» — Александр Цыпкин. В число участников также вошли эксперты из таких компаний, как «ЗАО Профайн РУС», S7, «ЮТэйр» и других.
В ходе продуктивной дискуссии мнения присутствующих по представленной системе тарификации разделились, однако большинство участников круглого стола согласно с тем, что стандартизация ценообразования в отрасли необходима и выгодна всем игрокам рынка. Единый принцип составления PR-бюджетов сделает рынок максимально прозрачным для всех участников его участников. Кроме того, единая система тарифкации PR-услуг позволит вывести конкуренцию на новый уровень — идей, технологий, эффективного менеджмента, а не стоимости.
Необходимость дальнейшей работы по внедрению международной системы в России отметили и эксперты из компаний-клиентов. «Система почасовых ставок может работать и на нашем рынке, — комментирует Лев Кошляков, заместитель генерального директора, директор по корпоративным коммуникациям „ЮТэйр“. — Но вам, пиарщикам, необходимо провести образовательную работу с клиентами, прежде чем ее внедрить».
«В России связь между суммой PR-бюджета и реальной стоимостью PR-предложения часто остается весьма туманной не только для клиента, но и для авторов предложения. Система ценообразования в ряде агентств все еще далека от совершенства, однако работа ведется в верном направлении», — добавляет Галина Панина, руководитель отдела внешних коммуникаций «Леруа Мерлен Восток».
«Вопрос ценообразования в сфере PR был и остается актуальным. Система тарификации согласно почасовым ставкам — международная практика, распространенная не только в области PR-услуг, но и в управленческом консалтинге, среди финансовых специалистов и аудиторов. Данная система широко применяется на международном уровне и зарекомендовала себя как наиболее эффективная на сегодняшний день. Завершить процесс стандартизации тарифов на базе этой методологии теперь в силах экспертов российской PR-отрасли, что в конечном счете пойдет на пользу всем участникам рынка», — сказала Елена Фадеева, генеральный директор Fleishman-Hillard Vanguard.
«Благодаря участию в круглом столе большого числа PR специалистов со стороны компаний-клиентов дискуссия получилась очень насыщенной и предметной. Однако на 100% выполнить стоящие перед нами задачи не получилось: для продолжения конструктивного диалога и превращения наших наработок в индустриальный стандарт, понятный и удобный для всех участников рынка, необходимо полноценное участие в процессе представителей отделов закупок наших клиентов, которые все в большей мере оказывают влияние на формирование бюджетов и выбор агентств. К сожалению, их на круглом столе не оказалось, так что будем думать о том, как включить эту целевую группу в обсуждение проблемы ценообразования», — говорит Михаил Маслов.
«Сейчас, когда Россия вступила в ВТО, для российских компаний особенно важно соответствие международным стандартам, — подводит итог Владимир Виноградов. — И мы стремимся показать преимущество таких стандартов клиентам. В ходе дискуссии звучали разные мнения, от весьма конструктивных предложений до курьезных замечаний о том, что „в нашей бухгалтерии нет программы, которая бы это посчитала“. Наша работа поможет устранить подобные перекосы, чтобы в результате вывести рынок на такой уровень, когда конкурировать будут идеи, а не цены».
(20.09.2012)