В мероприятии приняли участие более 60 представителей издательских домов и распространительских структур, полиграфических предприятий, специалисты в области цифровых технологий.
В начале заседания состоялась презентация книги «Российский рынок прессы. 1991–2011». Авторы публикации, президент АРПП
По завершении церемонии презентации книги ведущий круглого стола
По словам
Социальные СМИ — сайты, на которых публикуют и комментируют новостные сообщения зарегистрированные пользователи. Кроме того, пользователи таких СМИ могут голосовать за или против опубликованных материалов, влияя на их расположение на странице.
Одной из тенденций последнего времени стало то, что большинство ведущих российских издателей реализуют сегодня «стратегию развития 360 градусов», которая нацелена на охват всех возможных медийных носителей. В соответствии с этой концепций к универсальными СМИ можно отнести агентство РБК, а также газеты «Коммерсантъ» и «Комсомольская правда». В целом сегодня более 1300 издателей уже имеют цифровые версии своих изданий для планшетников. По экспертным оценкам, 90% существующего в России контента будет переведено в электронный формат в ближайшие 2–3 года.
Оформившейся тенденцией на книжном рынке России является падение продаж книг на печатном носителе и рост продаж электронных книг. По мнению ведущих игроков рынка, рост интереса к электронным книгам объясняется рядом причин, среди которых не последнее место занимает их значительное преимущество в цене. Бумажная книга в среднем обойдется покупателю магазина Ozon.ru в 300–400 рублей плюс 200 рублей за доставку, а скачать её можно за 70 рублей.
В связи с бурным развитием производства цифрового контента появились различные модели цифровой дистрибуции. Этот вид электронной коммерции используется для продаж в Интернете товаров, не имеющих материального носителя: книги, фильмы, музыка, программное обеспечение, телевизионные программы, компьютерные игры.
Крупнейшими по объёмам продаж распространителями цифрового контента в мире являются универсальные магазины мобильных приложений. Лидерами здесь выступают компания Apple, площадка BlackBerry App World канадской компании Research In Motion, Nokia Ovi Store.
Основными участниками российского рынка дистрибуции цифрового контента также являются операторы мобильной связи, предлагающие доступ к каталогам цифрового контента в качестве дополнительного сервиса для клиентов. Среди них:
—
—
— Новый портал «Забава» (проект «Ростелеком»), который предлагает качественный и лицензионный видео-, аудио-, игровой контент, электронные книги и «Софт».
Цифровой издательский контент широко представлен в специализированных
Особое внимание президент АРПП уделил вопросам деятельности цифровых киосков, благодаря которым читатели получают доступ к периодике и книгам в любой момент и в любой точке мира. Докладчик продемонстрировал этапы покупки издания через цифровой киоск. Для этого пользователь с мобильного устройства заходит на сайт цифрового киоска в «каталог», далее выбирает «категорию изданий», потом выбирает конкретное издание. Выбрав издание, он может просмотреть обложку журнала, пролистать журнал, ознакомиться с содержание, после чего купить понравившийся журнал через портал.
— собственное программное обеспечение для чтения электронного контента. Оно позволяет контролировать процесс купли — продажи периодики; — совместимость с основными операционными системами. Различные варианты программ для операционных систем, позволяют значительно расширить круг потенциальных покупателей. Цифровой киоск устанавливается непосредственно в персональное устройство в качестве приложения;
— защита контента от пиратства;
— интерактивность. Использование цифровых технологий позволяет интегрировать в контент издания широкий функционал, за счёт чего создается дополнительная потребительская ценность.
Несмотря на рост рынка цифрового контента, существенных доходов издателям продажа электронных версий газет и журналов пока не приносит. Перенасыщенность медийного пространства приводит к обесцениванию цифрового контента и нежеланию потребителей за него платить. Всё большее число пользователей предпочитают читать бесплатно с помощью компьютера и других мобильных устройств. Остаются нерешенными проблемы нелегального распространения контента в Интернете. Расширению объёмов рынка тормозит также и низкий уровень развития платежных систем.
Вместе с тем, сказал в завершении доклада
— растущее количество
— увеличение количества мобильных устройств с доступом в Интернет;
— удешевление трафика,
— переход основных издательских домов на цифровую форму предоставления контента.
Говоря о перспективах цифровой дистрибуции можно предположить, что ежегодно будет появляться все больше количество технических новинок и гаджетов, которые смогут предложить потребителям возможность для доступа к платному и бесплатному
Будущее
Тему создания цифрового контента и его дистрибуции в ближайшей перспективе дополнили своими выступлениями другие участники круглого стола.