PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

Круглый стол о будущем СМИ

29 мая в Мраморном зале Центрального Дома журналиста Ассоциация распространителей печатной продукции при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям провела круглый стол «Цифровой киоск по дистрибуции издательского контента и организации подписки на печать с помощью мобильных устройств».

В мероприятии приняли участие более 60 представителей издательских домов и распространительских структур, полиграфических предприятий, специалисты в области цифровых технологий.

В начале заседания состоялась презентация книги «Российский рынок прессы. 1991–2011». Авторы публикации, президент АРПП Д. В. Мартынов и председатель правления АРПП А. В. Оськин, дали подробное описание главных событий и тенденций, произошедших на издательском и дистрибьюторском рынке России в период с 1991 по 2011 год. Особую достоверность представленному анализу придаёт то, что эти оценки и прогнозы дальнейшего развития медиаотрасли подтверждаются экспертными интервью с признанными ветеранами рынка печатных СМИ России, теми, кто два десятка лет назад стоял у его истоков.

По завершении церемонии презентации книги ведущий круглого стола А. В. Оськин предоставил слово Д. В. Мартынову, который выступил с докладом «Цифровой киоск по дистрибуции издательского контента и организации подписки на печать с помощью мобильных устройств».Президент АРПП рассмотрел различные аспекты развития российского и зарубежных рынков цифрового контента. Заметил, что подобного рода рынок в России только начинает набирать обороты, увеличиваясь ежегодно на 50–70%. При этом доля нелегального цифрового контента в России по-прежнему составляет более 75%. Несмотря на шаги в сторону популяризации легальных продаж, пользователи в целом недостаточно активно покупают цифровой контент. В итоге объёмы цифровой дистрибуции в настоящее время почти в 20 раз меньше традиционных видов распространения контента. Вместе с тем факты свидетельствуют, что количество зарегистрированных печатных СМИ начиная с 2008 года снижается, а электронных — растёт, и их влияние усиливается.

По словам Д. В. Мартынова, в русскоязычной медиасфере существуют три основных типа СМИ. Профессиональные интернет-СМИ, т. е. сайты, которые регулярно публикуют новостные сообщения, написанные сотрудниками редакции сайта. Они аналогичны привычным офлайновым газетам и журналам (например, Lenta.ru или Газета.ru.).

Интернет-версии офлайновых СМИ — это сайты СМИ, изначально создающих контент не для Интернета и транслирующих его в Интернет (например, радиостанция «Эхо Москвы» или газеты «Ведомости», «РБК daily», «Коммерсантъ»). Сегодня многие из интернет-редакций офлайновых СМИ используют Интернет уже не как дополнительный канал распространения написанных новостей, а как отдельный, самостоятельный вид медиа.

Социальные СМИ — сайты, на которых публикуют и комментируют новостные сообщения зарегистрированные пользователи. Кроме того, пользователи таких СМИ могут голосовать за или против опубликованных материалов, влияя на их расположение на странице.

Одной из тенденций последнего времени стало то, что большинство ведущих российских издателей реализуют сегодня «стратегию развития 360 градусов», которая нацелена на охват всех возможных медийных носителей. В соответствии с этой концепций к универсальными СМИ можно отнести агентство РБК, а также газеты «Коммерсантъ» и «Комсомольская правда». В целом сегодня более 1300 издателей уже имеют цифровые версии своих изданий для планшетников. По экспертным оценкам, 90% существующего в России контента будет переведено в электронный формат в ближайшие 2–3 года.

Оформившейся тенденцией на книжном рынке России является падение продаж книг на печатном носителе и рост продаж электронных книг. По мнению ведущих игроков рынка, рост интереса к электронным книгам объясняется рядом причин, среди которых не последнее место занимает их значительное преимущество в цене. Бумажная книга в среднем обойдется покупателю магазина Ozon.ru в 300–400 рублей плюс 200 рублей за доставку, а скачать её можно за 70 рублей.

В связи с бурным развитием производства цифрового контента появились различные модели цифровой дистрибуции. Этот вид электронной коммерции используется для продаж в Интернете товаров, не имеющих материального носителя: книги, фильмы, музыка, программное обеспечение, телевизионные программы, компьютерные игры.

Крупнейшими по объёмам продаж распространителями цифрового контента в мире являются универсальные магазины мобильных приложений. Лидерами здесь выступают компания Apple, площадка BlackBerry App World канадской компании Research In Motion, Nokia Ovi Store.

Основными участниками российского рынка дистрибуции цифрового контента также являются операторы мобильной связи, предлагающие доступ к каталогам цифрового контента в качестве дополнительного сервиса для клиентов. Среди них:

— Интернет-магазин легального контента «Омлет.ру» (проект «МТС») — это продажа музыкальных треков и альбомов, кинофильмов и телепередач, игр для компьютеров и мобильных телефонов;

— Интернет-проект «Трава.ру» оператора Мегафон, который предлагает безлимитный доступ к коллекциям музыки, фильмов, игр и электронных книг за относительно небольшую фиксированную плату;

— Новый портал «Забава» (проект «Ростелеком»), который предлагает качественный и лицензионный видео-, аудио-, игровой контент, электронные книги и «Софт».

Цифровой издательский контент широко представлен в специализированных интернет-магазинах, реализующих электронные книги: Amazon.com, ЛитРес, Аймобилко, Ozon.ru, Лабиринт, Read.ru и других. Активно развивается и сегмент продаж электронных версий периодических изданий для мобильных телефонов, букридеров, планшетников. На российском и западных рынках уже работают несколько сервисов, заключивших договоры с издательствами и предлагающих пользователям за небольшую плату цифровые версии газет и журналов. Успешно работают российские интернет-порталы, предлагающие подписку на электронные журналы и газеты, такие как Vipishi.ru, «Пресса.ру», Subcribe. Ru.

Особое внимание президент АРПП уделил вопросам деятельности цифровых киосков, благодаря которым читатели получают доступ к периодике и книгам в любой момент и в любой точке мира. Докладчик продемонстрировал этапы покупки издания через цифровой киоск. Для этого пользователь с мобильного устройства заходит на сайт цифрового киоска в «каталог», далее выбирает «категорию изданий», потом выбирает конкретное издание. Выбрав издание, он может просмотреть обложку журнала, пролистать журнал, ознакомиться с содержание, после чего купить понравившийся журнал через портал.

Д. В. Мартынов привёл примеры эффективного функционирования электронной дистрибуции, для чего проанализировал конкретные аспекты деятельности цифровых киосков Zinio, NewspaperDirect, Orbyt, SmiZona.com. и других. В качестве ключевых факторов успеха цифрового киоска были названы:

— собственное программное обеспечение для чтения электронного контента. Оно позволяет контролировать процесс купли — продажи периодики; — совместимость с основными операционными системами. Различные варианты программ для операционных систем, позволяют значительно расширить круг потенциальных покупателей. Цифровой киоск устанавливается непосредственно в персональное устройство в качестве приложения;

— защита контента от пиратства;

— интерактивность. Использование цифровых технологий позволяет интегрировать в контент издания широкий функционал, за счёт чего создается дополнительная потребительская ценность.

Несмотря на рост рынка цифрового контента, существенных доходов издателям продажа электронных версий газет и журналов пока не приносит. Перенасыщенность медийного пространства приводит к обесцениванию цифрового контента и нежеланию потребителей за него платить. Всё большее число пользователей предпочитают читать бесплатно с помощью компьютера и других мобильных устройств. Остаются нерешенными проблемы нелегального распространения контента в Интернете. Расширению объёмов рынка тормозит также и низкий уровень развития платежных систем.

Вместе с тем, сказал в завершении доклада Д. В. Мартынов, имеются серьёзные предпосылки для дальнейшего роста рынка цифрового контента. Об этом свидетельствуют:

— растущее количество интернет-пользователей;

— увеличение количества мобильных устройств с доступом в Интернет;

— удешевление трафика, в т. ч. мобильного Интернета;

— переход основных издательских домов на цифровую форму предоставления контента.

Говоря о перспективах цифровой дистрибуции можно предположить, что ежегодно будет появляться все больше количество технических новинок и гаджетов, которые смогут предложить потребителям возможность для доступа к платному и бесплатному медиа-контенту в любое время и из любого места.

Будущее интернет-контента и медиа-контента в целом в его успешной монетизации, которая подразумевает развитие разнообразных моделей получения прибыли.

Тему создания цифрового контента и его дистрибуции в ближайшей перспективе дополнили своими выступлениями другие участники круглого стола.

(30.05.2012)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии