PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

Почта России рассказала о новых стандартах для МФО

ФГУП «Почта России» 19 апреля провела пресс-конференцию, в рамках которой компанией были представлены ограничивающие критерии (стандарты) при отборе микрофинансовых организаций (МФО).

Данные изменения были разработаны работниками учреждения в связи с волной недовольства работой почты, которая прокатилась недавно в СМИ. Руководители «Почты России» объяснили форму сотрудничества с МФО, а также прокомментировали инцидент.

«К моменту возникновения широкого финансового резонанса, на почте было выдано всего 22 минизайма. Количество людей пенсионного возраста среди получателей составило всего 8%. Претензий среди получателей не зафиксировано ни одной: ни как со стороны правоохранительных органов, ни как со стороны общества прав потребителей, ни со стороны генпрокуратуры» — отметили представители «Почты России».

Напомним, ранее у главного офиса «Почты России» прошел митинг, на котором недовольные граждане выражали протест против того, что организация выдает займы почти под 3000% годовых.

Для того чтобы в будущем подобных недоразумений больше не возникало, руководство компании намерено ввести ограничивающие критерии при отборе МФО.

В качестве ограничительных почтовый оператор предлагает следующие критерии:
1. наличие регистрации в качестве МФО в реестре уполномоченного органа — не менее 6 месяцев;
2. уставный капитал организации — не менее 3 000 000 (трех миллионов) рублей;
3. соблюдение нормативов достаточности собственных средств и ликвидности МФО, установленных уполномоченным органом;
4. обязательное раскрытие информации потребителю об эффективной ставке доходности МФО по займу (в процентах годовых) или о размере суммы займа к возврату (с получением письменного подтверждения потребителя об ознакомлении);
5. максимальная эффективная ставка доходности МФО по займам — не более определенного Почтой России размера.

Рынок микрофинансирования в России стал активно развиваться в 2011 году после вступления в силу Федерального закона от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Причем Почта России, к агентским услугам которой обратились МФО, оказалась заложником неурегулированности этого рынка и полигоном для выяснения отношений между конкурирующими сторонами.

Еще 9 февраля 2012 года глава Почты России Александр Киселев обратился в Государственную Думу РФ с предложением законодательно ограничить доходность по продуктам микрофинансовых организаций, однако Первый зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник посчитал нецелесообразным применение предлагаемого системного решения и рекомендовал Почте России разработать и применять оптимальные условия договорных отношений в виде стандартов привлечения организаций для оказания различных видов микрофинансовых услуг с учетом специфики ценообразования и иных существенных условий.

Почта России исходит из принципа недискриминационного доступа к своей сети. Федеральный почтовый оператор уже много лет на основании агентских договоров работает с кредитными организациями, которые заинтересованы в реализации своих услуг через почту. В области выдачи кредитов Почта сотрудничает с банками «Хоум кредит энд Финанс Банк», «Тинькофф Кредитные Системы», а также «Открытие» (в Санкт-Петербурге). При этом проверяет платежеспособность заемщика и принимает решение по кредиту сам банк. Почта выполняет функции агента, обеспечивая взаимодействие кредитной организации со своими клиентами. С IV квартала 2011 года в почтовых отделениях представлены финансовые продукты ООО «Мини-Займ Экспресс» и ООО «Домашние деньги» — компаний, работающих в сфере микрофинансирования (для них Почта России также выступает в качестве агента). Поскольку эти продукты являются не кредитами, а займами, то проценты по ним не устанавливаются, а в договоре между компанией и клиентом четко фиксируется сумма к возврату, которая гасится единоразово в конце срока. Микрофинансовые компании самостоятельно определяют сумму, которую можно выдать, и сумму, которую нужно вернуть в конце срока договора займа. Почта в качестве агента осуществляет только прием заявок от клиентов и выдачу почтового перевода по поручению компании-партнера и получает тариф за оказание этих услуг.

В настоящее время продукты МФО реализуются только в пилотных почтовых отделениях. В частности, займы ООО «Мини-Займ Экспресс» выдаются на почте в пяти регионах страны. С октября 2011 года по февраль 2012 года было выдано всего около 400 минизаймов, на сегодняшний день — около 1700. Основные потребители данного финансового продукта лица 30-40 лет. Лишь 8% получателей — люди пенсионного возраста.

С февраля 2012 года Почта России подверглась массированной информационной атаке, определенно направленной на то, чтобы заставить предприятие отказаться от предоставления услуг микрофинансовым организациям. Для решения этой задачи заинтересованными сторонами использовался широкий спектр инструментов черного PR, в том числе таких, как проведение заказного митинга у здания ФГУП «Почта России» и создание инициативной группы «За честную почту». Действия лиц, выступающих от имени этого движения, фактически направлены исключительно на дискредитацию федерального почтового оператора и должны быть расценены как провокация. Информационная кампания, которую ведут стороны, явно заинтересованные в прекращении взаимодействия Почты с микрофинансовыми организациями, основана на утверждениях, ложность которых подтверждается объективными фактами. Действия ее инициаторов должны получить адекватную общественную и правовую оценку.

Со своей стороны, Почта России пригласила к диалогу всех участников рынка финансовых услуг, чтобы в оперативном режиме «снять» все спорные вопросы и обеспечить условия для дальнейшего конструктивного взаимодействия с компаниями, заинтересованными в использовании почтовой сети для развития своего бизнеса.
(20.04.2012)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии