В МИД РФ появилась должность спецкоординатора по вопросам политического использования информационно-коммуникационных технологий в ранге посла по особым поручениям, пишет газета «Коммерсантъ». Указом 7 марта на пост назначен Андрей Крутских, ранее занимавший пост заместителя директора департамента новых вызовов и угроз МИДа.
Крутских известен продвижением российских инициатив по принятию под эгидой ООН международных норм поведения в Интернете. Возглавляемая Крутских группа в 2010 году представила генсеку ООН доклад, в котором впервые на столь высоком уровне говорилось о необходимости выработки общих подходов в борьбе с киберугрозами, и признавалось, что угрозы могут исходить от государств. По данным источников издания, Москва хочет, чтобы в следующий доклад генсеку вошло упоминание о последних российских инициативах в этой сфере — о «Правилах поведения в области обеспечения международной безопасности» и проекте конвенции ООН «Об обеспечении международной информационной безопасности».
Эксперты не исключают, что следующим шагом Москвы станет создание в рамках Минобороны специального военизированного подразделения, подобное киберкомандованию США.
В сентябре 2011 года МИД РФ совместно с Совбезом подготовил законопроект с целью запретить использовать Интернет для планирования свержений политических режимов. В документе прописаны угрозы: «использование информационных технологий для враждебных действий и актов агрессии», «подрыв политической, экономической и социальной систем» одного государства другим, «манипулирование потоками в информационном пространстве других государств с целью искажения психологической и духовной среды общества», а также «массированная психологическая обработка населения для дестабилизации общества и государства». Москва заявляет, что все эти действия являются частью «информационной войны», и требует признать их преступлением против международного мира и безопасности. Ожидается, что документ будет подготовлен в виде конвенции ООН.
В декабре провозглашенный Москвой ориентир на достижение информационной безопасности привел к тому, что Россия проголосовала против предложенной ОБСЕ декларации о защите «фундаментальных человеческих свобод в цифровую эпоху». Москва отказалась нормативно закрепить права блогеров, пользователей социальных сетей, читателей и редакторов интернет-СМИ. Позиция РФ вызвала удивление у ведущих западных стран, которые рассчитывали, что принятие данного документа позволит защитить права человека, укрепить плюрализм и облегчить доступ к информации.
В ОБСЕ придерживаются противоположного Москве мнения и не согласны с предположением, что в XXI веке Интернет играет роль разжигателя революций.
BFM.ru