Однако этот рынок все еще далек от восстановления своих экономических позиций. Рекламодателей стало больше, однако в целом расходы на рекламу снизились. Среди основных тенденций — почти 200-процентный рост расходов на «двигатель торговли» в Интернете и снижение интереса ко всем остальным СМИ.
По информации Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и компании TNS, общее количество рекламодателей в России в 2011 году выросло на 7% по сравнению с 2010 годом и составило 68 тыс. компаний и организаций.
Общий объем расходов на рекламу (в средствах распространения) составил 263,4 млрд руб. «По сравнению с 2010 годом расходы на рекламу (и доходы рекламной индустрии) увеличились на 21%, заметно обогнав не только инфляцию потребительского рынка (6–8%), но и медиаинфляцию (10–15%). По сравнению с самым лучшим до сих пор 2008 годом рекламные расходы выросли на 4% в рублях. Казалось бы, все хорошо?» — размышляет ведущий эксперт исследовательского холдинга РОМИР, президент Гильдии маркетологов Игорь Березин.
Однако 253 млрд руб. в 2008 году составляли более 10 млрд долл. США., а 263 млрд в 2011 году — это чуть менее 9 млрд долл. «Это говорит о том, что доля России в общем объеме мирового рекламного рынка, который за эти три года номинально (в долларах) вырос на 5%, снизилась. Причем снизилась весьма заметно, с 2,25 до 1,85%», — подмечает аналитик.
России пока не удается вернуться в десятку крупнейших рекламных рынков мира. Доля рекламы в ВВП за последние три года уменьшилась более чем на 20%, это в свою очередь говорит о том, что за эти три года экономика России стала менее «рыночно ориентированной». Ведь реклама — двигатель торговли в основном для частного бизнеса.
Еще одна тенденция последних лет заключается в том, что рост рекламных расходов ушел в Интернет. Доля этого средства распространения увеличилась в три раза (на 200%). Второе место занимает телевидение, которое обогнало прессу (третье место). «По доле Интернета в общих расходах на рекламу (15,7%) Россия значительно обогнала все другие крупные экономики, кроме Китая (17%). Даже в США, где Интернетом регулярно пользуется более 80% населения, доля этого средства распространения рекламы не превышает 13%», — подмечает эксперт.
Объем рекламы в прессе за три года снизился почти на 12 млрд руб. (-22,5%), а доля этого носителя сократилась с более чем 20% в 2008 году до 15% в 2011 году. Доля наружной рекламы сократилась за этот срок с 16,5 до 13%, а доля объявлений на радио — с 5 до 4,5%. И только телевизионные ролики, несмотря на разговоры об уходе аудитории в Интернет, продолжают удерживать половину рынка.
Объем рекламы в средствах ее распространения (млрд руб.)
Сегмент |
2008 |
2011 |
2011 / 2008, % |
Телевидение |
128 (50%) |
131 (50%) |
+2,3 |
Интернет |
14 (5,5%) |
41,8 (15,7%) |
+200 |
Пресса |
52 (20,6%) |
40,4 (15,3%) |
-22,4 |
Наружная |
42 (16,6%) |
34,3 (13%) |
-18,4 |
Радио |
13 (5,1%) |
11,8 (4,5%) |
-9 |
Прочие |
4 (1,6%) |
4,1 (1,5%) |
+2,5 |
Итого по ATL |
253 (100%) |
263,4 (100%) |
+4 |
Маркетинговые услуги (BTL) |
66 |
68 |
+3 |
РБК daily