PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

Рекламный рынок в России растет только в интернете

Объем расходов на рекламу в России в 2011 году наконец превысил уровень 2008 года.

Однако этот рынок все еще далек от восстановления своих экономических позиций. Рекламодателей стало больше, однако в целом расходы на рекламу снизились. Среди основных тенденций — почти 200-процентный рост расходов на «двигатель торговли» в Интернете и снижение интереса ко всем остальным СМИ.

По информации Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и компании TNS, общее количество рекламодателей в России в 2011 году выросло на 7% по сравнению с 2010 годом и составило 68 тыс. компаний и организаций.

Общий объем расходов на рекламу (в средствах распространения) составил 263,4 млрд руб. «По сравнению с 2010 годом расходы на рекламу (и доходы рекламной индустрии) увеличились на 21%, заметно обогнав не только инфляцию потребительского рынка (6–8%), но и медиаинфляцию (10–15%). По сравнению с самым лучшим до сих пор 2008 годом рекламные расходы выросли на 4% в рублях. Казалось бы, все хорошо?» — размышляет ведущий эксперт исследовательского холдинга РОМИР, президент Гильдии маркетологов Игорь Березин.

Однако 253 млрд руб. в 2008 году составляли более 10 млрд долл. США., а 263 млрд в 2011 году — это чуть менее 9 млрд долл. «Это говорит о том, что доля России в общем объеме мирового рекламного рынка, который за эти три года номинально (в долларах) вырос на 5%, снизилась. Причем снизилась весьма заметно, с 2,25 до 1,85%», — подмечает аналитик.

России пока не удается вернуться в десятку крупнейших рекламных рынков мира. Доля рекламы в ВВП за последние три года уменьшилась более чем на 20%, это в свою очередь говорит о том, что за эти три года экономика России стала менее «рыночно ориентированной». Ведь реклама — двигатель торговли в основном для частного бизнеса.

Еще одна тенденция последних лет заключается в том, что рост рекламных расходов ушел в Интернет. Доля этого средства распространения увеличилась в три раза (на 200%). Второе место занимает телевидение, которое обогнало прессу (третье место). «По доле Интернета в общих расходах на рекламу (15,7%) Россия значительно обогнала все другие крупные экономики, кроме Китая (17%). Даже в США, где Интернетом регулярно пользуется более 80% населения, доля этого средства распространения рекламы не превышает 13%», — подмечает эксперт.

Объем рекламы в прессе за три года снизился почти на 12 млрд руб. (-22,5%), а доля этого носителя сократилась с более чем 20% в 2008 году до 15% в 2011 году. Доля наружной рекламы сократилась за этот срок с 16,5 до 13%, а доля объявлений на радио — с 5 до 4,5%. И только телевизионные ролики, несмотря на разговоры об уходе аудитории в Интернет, продолжают удерживать половину рынка.

Объем рекламы в средствах ее распространения (млрд руб.)

Сегмент

2008

2011

2011 / 2008, %

Телевидение

128 (50%)

131 (50%)

+2,3

Интернет

14 (5,5%)

41,8 (15,7%)

+200

Пресса

52 (20,6%)

40,4 (15,3%)

-22,4

Наружная

42 (16,6%)

34,3 (13%)

-18,4

Радио

13 (5,1%)

11,8 (4,5%)

-9

Прочие

4 (1,6%)

4,1 (1,5%)

+2,5

Итого по ATL

253 (100%)

263,4 (100%)

+4

Маркетинговые услуги (BTL)

66

68

+3

Данные — АКАР

РБК daily
(16.03.2012)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии