Сбербанк отстаивает в суде свое право на слово «сберегательный» и производные от него, используемые в названиях компаний. Если банку удастся доказать, что кредитный потребительский кооператив расположенный в Хакасии «Первая сберегательная касса. Вклады и займы» должен сменить имя, то велика вероятность подачи банком Германа Грефа аналогичных исков в отношении более сотни компаний, имеющих в своем названием слово «сбер». В опасности даже кредитные организации — Сберкредбанк, Промсбербанк и Банк расчетов и сбережений. Недавно Сбербанк позаботился о защите своего салатового цвета.
Сбербанк не исключил ребрендинга к «сберкассе»
В крупнейшей кредитной организации России считают, что фирменные наименования «Сбербанк России» и «Первая сберегательная касса» схожи до степени смешения. В связи с этим осенью прошлого года Арбитражный суд республики Хакасия постановил запретить кредитному потребительскому кооперативу «Первая сберегательная касса. Вклады и займы» использовать фирменное наименование «в любом написании, изображении и произношении». Также суд обязал кооператив исключить из своего фирменного наименования слова «Первая сберегательная касса». При этом получить от кредитного потребительского кооператива (КПК) 5 млн рублей как компенсацию за незаконное использование товарных знаков Сбербанку не удалось — сумма была снижена судом до 100 тыс. рублей.
Также в банке Германа Грефа полагают, что логотип КПК похож на сбербанковский. В материалах дела отмечается, что символика, используемая «Первой сберегательной кассой. Вклады и займы», представляет собой стилизованное изображение денежной копилки в вице цифры «1» с падающими внутрь монетами. Суд посчитал требования Сбербанка правомерными, так как кооператив, являясь некоммерческой организацией, распространял такую рекламу, которая могла быть воспринята его потенциальными клиентами как реклама банковских услуг. Наконец, по мнению суда, само словосочетание «сберегательная касса» является устойчивым и зафиксировано в качестве отдельной словарной статьи в ряде энциклопедий и словарей. Начиная с середины XX века словосочетание «сберегательная касса» ассоциируется в сознании потребителя с деятельностью Сбербанка России.
В материалах дела также отмечалось, что, проводя ребрендинг, Сбербанк мог «вернуться к своему «старому» обозначению «сберегательная касса» и именовать свои отделения как «Первая сберегательная касса», «Вторая сберегательная касса» и т.д.» Таким образом, использование КПК «Первая сберегательная касса. Вклады и займы» подобного названия, а также логотипа способны вызвать у потребителя ассоциацию со «Сбером».
Угроза сберегательным конкурентам
В ходе заседания суда также выяснилось, что Сбербанку принадлежит исключительное право на товарный знак «Сбер» относительно всех категорий товаров и услуг (по Международной классификации товаров и услуг). Получается, что Сбербанк начал отстаивать свое исключительно право не только на сам товарный знак, но и на производные от него словесные обозначения.
Таким образом, все организации, имеющие в своем наименовании часть «сбер» и не запатентовавшие ранее банка данное название, могут также встретиться со Сбербанком в суде. К слову, таких организаций в России насчитывается несколько десятков. Помимо многочисленных кредитных потребительских кооперативов, имеющих в своих названиях слово «сберкасса», существуют Сберкредбанк, Индустриальный сберегательный банк и различные ООО со «сбером» в названии.
Второй раунд за мелким конкурентом
Пока у «Первой сберегательной кассы. Вклады и займы» есть шанс отстоять свои права. Вторая судебная инстанция в лице Третьего арбитражного апелляционного суда отменила постановление АС Хакасии в отношении КПК в конце 2011 года. Для того чтобы доказать свою правоту, представители КПК даже оплатили услуги независимой компании ООО «Межрегиональное бюро экспертиз». Однако суд в удовлетворении ходатайства о приобщении результатов экспертизы к делу отказал. По словам Евгения Чанкова, предправления «Первой сберегательной кассы. Вклады и займы», экспертиза показала, что названия банка и кооператива не схожи до степени смешения. В разговоре с «Маркером» Чанков также упомянул, что Сбербанк не пытался как-то урегулировать проблему в досудебном порядке.
Апелляционная инстанция признала, что наименование кредитного кооператива не является средством индивидуализации ввиду того, что сам кооператив не является коммерческой организацией. Сбербанк, по-видимому, это объяснение не удовлетворило, поэтому дело теперь будет разбираться в кассационной инстанции. Однако опрошенные «Маркером» специалисты по патентным спорам отмечают, что добиться своего банку будет довольно сложно.
«Дело в том, что Сбербанк может запретить другой организации использовать в фирменном наименовании слово «сберегательный» и производные от него при условии, что эта организация осуществляет аналогичную деятельность, обязательно является коммерческой и не зарегистрировала свое наименование (путем государственной регистрации юридического лица) раньше, чем сам Сбербанк, — отмечает Юрий Бондарев, юрисконсульт компании Patentica. — Правда, пока что не совсем ясно из практики, как коммерческую организацию принудить к исполнению решения суда об обязательном внесении такого изменения в учредительные документы».
С кредитным потребительским кооперативом дело обстоит еще сложнее. «По отношению к некоммерческим организациям Сбербанк может только препятствовать использованию обозначений для оказываемых этими организациями товаров или предоставляемых услуг — если слова и изображения в них схожи с товарными знаками Сбербанка, зарегистрированными в тех же классах товаров и услуг, — рассуждает Бондарев. — В частности, банк вправе потребовать удаления таких обозначений из материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе из рекламы, с вывесок».
Борьба за бренд
Сбербанк исповедует крайне активную концепцию защиты бренда, подобно американской Intel. Банк не раз боролся с компаниями, использующими элементы его фирменного бренда, причем совершенно разными способами. В 2008 году в Омске кооператив «Новая сберегательная касса» (НСК) использовал элементы логотипа Сбербанка в рекламе вкладов — пайщикам было обещано 25% годовых в месяц. При этом представители НСК утверждали, что гарантом возврата средств выступает Сбербанк. Госбанку пришлось привлечь ФАС и правоохранительные органы, чтобы прекратить рекламную компанию НСК.
В 2010 году столичный предприниматель открыл ресторан под названием «Сбербар», причем рядом с одним из отделений Сбербанка. Перекликались со Сбербанком не только название заведения, но и его логотип, оформление вывески, меню и т.п. Юристы госбанка потребовали изменить вывеску и название, угрожая судом, и владелец вынужден был отступить. Тем более, как намекал он в интервью «Маркеру», представители «Сбера» грозились применить и административный ресурс, натравив на него разные проверяющие инстанции — от МЧС до ФМС.
Компания «Займы населению» использовала в своих вывесках не только фирменный цвет Сбербанка, но и его шрифт, а также частично логотип. На данный момент визуальное представление логотипа компании претерпело незначительные изменения.