PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

ZenithOptimedia решило быть чуть менее оптимистичным в прогнозах

Общемировые расходы на рекламу в 2011 году вырастут на 3,6% по сравнению с прошлым годом. Российский рынок покажет 22% рост в 2011 году. В 2012 году динамика роста российского рынка немного снизится — до 18%.

Такие цифры приводит агентство ZenithOptimedia (группа VivaKi) в своем новом прогнозе развития рекламного рынка.

Агентство ZenithOptimedia немного снизило свой прогноз по росту глобальных рекламных затрат в 2011 году на 0,5% — с 4,1% (было в июльском прогнозе) до 3,6%. Снижение динамики, с которой восстанавливается экономика после последнего кризиса, а также опасения по поводу возможности нового экономического спада, заставили некоторых рекламодателей отказаться от увеличения рекламных бюджетов, которое планировалось на конец 2011 года.

ZenithOptimedia также снизило на 0,5% свой глобальный прогноз на 2012 год — 5,9% до 5,3%. Это по-прежнему здоровый рост, говорится в прогнозе агентства. В 2012 году пройдут Олимпийские игры, Чемпионат Европы по футболу и президентские выборы в США. Эти события окажут положительное влияние на рынок. Японская экономика также продолжает восстанавливаться обнадеживающими темпами. Агентство оценивает, что «четырехгодичные» события, которые произойдут в 2012 году, добавят глобальному рынку $6,2 млрд, а восстановление японской экономики принесет еще $0,8 млрд.

Прогноз относительно 2013 года снижен лишь на 0,1% с 5,6% до 5,5%.

Напоминаем, что в конце июля — начале августа 2011 года было зафиксировано падение фондовых рынков: Dow Jones IA — на 12,7%, Hang Seng — на 14,7%, Nikkei 225 — на 13,4%. Эти события вызвали опасения относительно возможности нового спада в рекламной отрасли. Тем не менее, финансовые индексы сами по себе не являются прямыми индикаторами снижения или роста рынков. История знает массу случаев, когда после обвала рынков рекламные расходы продолжали расти.

В базе данных ZenithOptimedia содержится информация о развитии 70 мировых рынков за последние 30 лет. За это время было зафиксировано 12 серьезных обвалов на фондовом рынке. В двух случаях (Азиатский кризис июля 1997 года и «пузырь доткомов» в 2000 году) падение фондовых рынков сопровождалось резким снижением рекламной активности в следующем году.

«Черный понедельник» 1987 года не имел никаких негативных последствий для рекламных рынков Канады, США и Великобритании. Напротив, динамика роста в следующем году увеличилась. Азиатский кризис не сказался на росте рынка Гонконга и США. Резкое падение Dow Jones IA 11 сентября 2001 не привело к обвалу рекламного рынка США в 2002 году — сохранился скромный рост. В целом, половина фондовых обвалов провоцировала негативные явления в рекламной отрасли, половина — нет.

Между падениями на фондовых и рекламных рынках нет прямой зависимости — каждый конкретный случай должен быть рассмотрен отдельно. Например, в случае с доткомами завышенные ожидания в отношении цен на ценные бумаги вызвало резкий скачок рекламной активности. В период с 1998 по 2000 г. расходы на рекламу выросли с 0,96% от ВВП до 1,05% ВВП. После взрыва «пузыря» многие стартапы и бренды, появившиеся за это время, исчезли. Расходы на рекламу резко упали. С тех пор не было замечено эффекта чрезмерного рекламирования — сейчас на рекламу приходится порядка 0,73% ВВП — меньше, чем за всю историю индустрии с 1980 года. Столь низкий процент, во многом, обусловлен ростом рекламного влияния развивающихся рынков, в которых коммуникации традиционно имеют более низкие пропорции от ВВП. Например, в Китае — третьем по размеру рекламном рынке, эта цифра составляет всего 0,44%. Это говорит о потенциальном росте рынка по мере того, как пропорция будет приближаться к среднемировой.

Конечно же, определенный риск грядущего экономического спада присутствует. Однако на данный момент многие сходятся во мнении, что развитые страны мира ожидает период снижения динамики роста (не падения), при этом развивающиеся экономики продолжат быстро расти. ZenithOptimedia также считает, что в США и Европе сохранится небольшой прирост, а долговой кризис не будет усугубляться.

Общая картина по развивающимся рынкам — рост с опережением развитых. Если рынок Северной Америки будет расти лишь на 3,3% каждый год в период 2010–2013, Западная Европа — на 2,8%, а Япония — на 1,1%, то Латинская Америка покажет 7,1% среднего ежегодного роста, Азиатско-Тихоокеанский регион — 10,1%, Центральная и Восточная Европа — 10,4%. Исключением будут Ближний восток и Африка, регионы со сложной политической ситуацией, оказывающей влияние на рекламную отрасль. Прогноз ZenithOptimedia в странах этого региона — спад на 14,2% в 2011 году, рост на 2% в 2012 и на 2,3% в 2013 году. Так как этот регион занимает в общемировом рекламном «пироге» лишь 1%, то влияние на мировую рекламную индустрию будет минимальным. В целом, доля развивающихся стран в общемировых затратах на рекламу вырастет с 31% в 2010 году до 34,9% в 2013-м.







Прогноз развития Российского рекламного рынка в 2011—2012 гг.

Российский офис ZenithOptimedia оставил неизменным свой предыдущий прогноз. Так же, как и в июльском прогнозе, ZenithOptimedia Россия оценивает рост российского рынка по итогам 2011 года максимум в 22% по сравнению с 2010 годом.

Данные по расходам на рекламу в первом полугодии 2011 года свидетельствуют о том, что рекламный рынок начал быстро восстанавливаться на фоне общеэкономического оздоровления и развития потребительского рынка в 2010 году. Однако, в связи с текущей нестабильностью на фондовых рынках, скачками курса мировых валют и финансовых индексов, а также высокой зависимостью российской экономики от мировых цен на сырье, в третьем и четвертом квартале 2011 года рост рынка, скорее всего, несколько замедлится. При этом экономические катаклизмы в большей степени могут оказать влияние на рекламную активность в следующем, 2012 году. Если в начале 2011 года эксперты отрасли предполагали, что рост 2012 года может превысить динамику 2011, то сейчас, в связи с экономической нестабильностью, ожидания стали более скромными. ZenithOptimedia прогнозирует, что в следующем, 2012 году, рост российского рекламного рынка составит не более 18%.

Что касается распределения бюджетов по медиа, интернет-реклама так же как в предыдущие годы, останется самым динамично развивающимся сектором рынка. К 2013 году ее доля в общих расходах на рекламу достигнет 17% (в 2008 было 6%, в 2010 — 11%). Доля газет, журналов и радио будет медленно снижаться — с 4,1%, 9,0% и 5,1%, соответственно, в 2010 году, до 3,1%, 7,6% и 4,1% в 2013.

media-atlas.ru

(03.10.2011)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии