PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

Несмотря на снижение интереса к ТВ, продажи рекламы растут

В первом полугодии 2011 года общий размер телевизионной аудитории сократился на 3%, говорится в исследовании аналитиков OMD MD|PHD Group (входит в BBDO Russia Group). Произошло это в первую очередь за счет ухода зрителей в Интернет.

Телеканалам приходится идти на различные ухищрения, бороться на новую аудиторию, по максимуму использовать разрешенное законом количество рекламного времени и оптимизировать эфирную сетку. Пока им удается оставаться на плаву и даже наращивать объем проданной рекламы.

В январе—июне объем проданной рекламы в федеральном эфире телеканалов вырос на 2%, до 745,545 млн закупочных пунктов рейтинга (GRP, условная единица при продаже телерекламы, отражает количество зрителей, увидевших рекламный ролик). При этом смотреть телевизор стали меньше. Опрошенные РБК daily участники рынка говорят, что Интернет постепенно отбирает аудиторию у ТВ — этот процесс практически невозможно остановить.

«В первой половине 2011 года продолжалось сокращение общего телесмотрения относительно аналогичного периода 2010 года, — прокомментировал телевизионный аналитик OMD MD|PHD Group Максим Ульяненко. — Общий размер телевизионной аудитории сократился на 3%. То есть если бы не происходило никаких других изменений, то количество закупочных GRP на рынке сократилось бы примерно на те же самые 3%». Однако, добавляет г-н Ульяненко, количество баинговых GRP увеличилось на 2%. Произошло это, во-первых, за счет увеличения объемов федеральной рекламы. В частности, за счет открытия дополнительных рекламных объемов в рамках законодательно разрешенных 9 мин. рекламного времени в час, если этот лимит на канале еще не исчерпан: «Первый канал» и «Россия-1» традиционно используют не весь объем рекламы. Также количество GRP можно увеличить благодаря эффективной рекламной сетке, уточняют эксперты OMD MD|PHD Group.

Плата за качество

Наиболее заметное изменение количества целевых GRP произошло на двух телеканалах холдинга «СТС Медиа» — СТС и «Домашнем», что было вызвано падением средней доли этих каналов. В частности, доля канала СТС снизилась с 12,1% в первой половине 2010 года до 11,1% в аналогичном периоде 2011 года. Доля «Домашнего» упала с 3,2 до 3% соответственно. Как пояснял генеральный директор холдинга Антон Кудряшов, меньший объем реализованного рекламного инвентаря, который обусловлен снижением аудиторных показателей каналов, был «компенсирован эффективной монетизацией». По его словам, за качественную аудиторию рекламодатели готовы платить более высокие цены.

Количество рекламы на телеканалах «СТС Медиа» могло быть ниже, если бы не эффективная работа холдинга с рекламной сеткой, подчеркивают аналитики OMD MD|PHD Group. У него самый высокий и стабильный показатель эффективности рекламной сетки. «Сокращение инвентаря на телеканале РЕН ТВ, входящем в Национальную медиа группу, можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, сокращением доли телеканала в марте и июне 2011 года, повлиявшим на средний полугодовой показатель доли, — пояснил г-н Ульяненко. — Во-вторых, снижением эффективности рекламной сетки: рекламу стали смотреть на 7% зрителей меньше, чем это было год назад. На „5 канале“ (входит в Национальную медиа группу), напротив, произошло увеличение количества GRP, что вызвано существенным ростом доли телеканала за первое полугодие 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — на 44%».

У холдинга «Профмедиа» (ТВ-3, MTV, 2×2) количество GRP увеличилось только на канале 2×2, в основном за счет 13-процентного роста доли аудитории за первую половину 2011 года. На ТВ-3 сокращение рекламы составило почти 16%. Падение телеаудитории на канале MTV было более ощутимым и составило 33%, при этом уменьшение GRP оказалось не таким существенным. Телеканал отказался от региональных рекламных блоков в пользу федеральных, за счет чего объем рекламы в секундах увеличился на 19%, что частично компенсировало падение эфирных показателей (общее телесмотрение и доля).

Дорогу молодым

«Первый канал», по словам авторов исcледования, продолжает идти по пути омоложения аудитории. «Канал становится все более интересен рекламодателям, так как он привлекает более молодую высокодоходную аудиторию в возрасте 30–40 лет, — поясняет г-н Ульяненко. — Логичным продолжением этого тренда стал объявленный недавно переход на новую аудиторию — „все 14–59“ — начиная с января 2012 года. Обратной стороной этого процесса является снижение доли телеканала на 8%, в основном за счет оттока „не интересной“ для рекламодателей аудитории старшего возраста». При этом, добавляет г-н Ульяненко, снижение доли было частично компенсировано открытием дополнительных рекламных объемов — по подсчетам аналитиков, объем федеральной телевизионной рекламы увеличился на 11%. На телеканале ТНТ 9-процентный рост GRP был вызван увеличением доли телеканала на 6%, а также открытием дополнительных рекламных объемов.

Наиболее успешными с точки зрения роста рекламного инвентаря были каналы, входящие в «ЮТВ Холдинг» («Муз-ТВ» и «Семерка»). «Муз-ТВ» прибавил 48% GRP, в основном за счет роста доли аудитории канала, а также увеличения эффективности рекламной сетки. «Рост для „Муз-ТВ“ — это отыгрывание позиций по доле, которые канал постепенно сдавал начиная с 2008 года, — напоминает г-н Ульяненко. — Кроме того, „Муз-ТВ“ и MTV конкурируют за внимание схожей аудитории, поэтому успех одного из каналов, как правило, сопровождается провалом конкурента, в данном случае MTV. „Семерка“ увеличила GRP в первом полугодии более чем в три раза благодаря росту доли телеканала более чем в 2,5 раза, открытию дополнительных объемов и увеличению эффективности рекламной сетки. По количеству GRP „Семерка“ обогнала ДТВ».

«Дальнейшее снижение аудитории телеканалов пока не угрожает доходам этого рынка. Телеканалы могут продолжить сокращать долю региональной рекламы в пользу федеральной. Также компенсировать потери от потерь в аудитории можно за счет увеличения цен», — говорит один из собеседников РБК daily.

Доли телеканалов по баинговой аудитории в первой половине 2010/2011 гг., %

 

Канал

 

2011 г.

 

2010 г.

Динамика доли 2011/2010 гг. ,%

Первый канал

17,57

19,07

-8

Россия-1

16,34

16,96

-4

НТВ

14,91

15,52

-4

СТС

10,8

11,76

-8

ТНТ

10,07

9,5

6

РЕН ТВ

5,08

5,22

-3

ТВЦ

3,23

3,52

-8

ТВ-3 (все 25-54)

2,55

3,07

-17

Домашний

2,94

3,2

-8

5 канал

2,82

1,96

44

Муз-ТВ

2,32

1,68

38

Семерка

1,82

0,72

153

Россия-2

3,36

3,35

0

ДТВ

2,07

2,03

2

Звезда

1,8

1,82

-1

MTV

1,57

2,33

-33

2х2

1,85

1,64

13

Источник: TNS.TV index, Orbita Map

 

Изменение инвентаря (GRP) на телеканалах в первом полугодии 2011/2010 гг.

 

Канал

Количество GRP

Январь-июнь 2011

Январь-июнь 2010

Динамика 2011/2010 гг., %

Первый канал

137 419

139 579

-2

Россия-1

131 328

129 391

1

НТВ

127 394

124 240

3

СТС

70 927

76 600

-7

ТНТ

59 021

54 307

9

РЕН ТВ

33 010

36 014

-8

ТВЦ

25 203

27 644

-9

ТВ-3 (все 25-54)

24 613

29 326

-16

Домашний*

24 115

26 663

-10

5 канал

19 829

14 535

36

Муз-ТВ

16 613

11 202

48

Семерка

15 324

4 720

225

Россия-2

14 680

12 681

16

ДТВ

14 263

14 709

-3

Звезда

12 246

11 152

10

MTV

10 120

12 958

-22

2х2

9 439

8 200

15

Итого:

745 545

733 921

2

РБК daily

(16.08.2011)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии