Телеканалам приходится идти на различные ухищрения, бороться на новую аудиторию, по максимуму использовать разрешенное законом количество рекламного времени и оптимизировать эфирную сетку. Пока им удается оставаться на плаву и даже наращивать объем проданной рекламы.
В январе—июне объем проданной рекламы в федеральном эфире телеканалов вырос на 2%, до 745,545 млн закупочных пунктов рейтинга (GRP, условная единица при продаже телерекламы, отражает количество зрителей, увидевших рекламный ролик). При этом смотреть телевизор стали меньше. Опрошенные РБК daily участники рынка говорят, что Интернет постепенно отбирает аудиторию у ТВ — этот процесс практически невозможно остановить.
«В первой половине 2011 года продолжалось сокращение общего телесмотрения относительно аналогичного периода 2010 года, — прокомментировал телевизионный аналитик OMD MD|PHD Group Максим Ульяненко. — Общий размер телевизионной аудитории сократился на 3%. То есть если бы не происходило никаких других изменений, то количество закупочных GRP на рынке сократилось бы примерно на те же самые 3%». Однако, добавляет
Плата за качество
Наиболее заметное изменение количества целевых GRP произошло на двух телеканалах холдинга «СТС Медиа» — СТС и «Домашнем», что было вызвано падением средней доли этих каналов. В частности, доля канала СТС снизилась с 12,1% в первой половине 2010 года до 11,1% в аналогичном периоде 2011 года. Доля «Домашнего» упала с 3,2 до 3% соответственно. Как пояснял генеральный директор холдинга Антон Кудряшов, меньший объем реализованного рекламного инвентаря, который обусловлен снижением аудиторных показателей каналов, был «компенсирован эффективной монетизацией». По его словам, за качественную аудиторию рекламодатели готовы платить более высокие цены.
Количество рекламы на телеканалах «СТС Медиа» могло быть ниже, если бы не эффективная работа холдинга с рекламной сеткой, подчеркивают аналитики OMD MD|PHD Group. У него самый высокий и стабильный показатель эффективности рекламной сетки. «Сокращение инвентаря на телеканале РЕН ТВ, входящем в Национальную медиа группу, можно объяснить несколькими причинами.
У холдинга «Профмедиа» (
Дорогу молодым
«Первый канал», по словам авторов исcледования, продолжает идти по пути омоложения аудитории. «Канал становится все более интересен рекламодателям, так как он привлекает более молодую высокодоходную аудиторию в возрасте 30–40 лет, — поясняет
Наиболее успешными с точки зрения роста рекламного инвентаря были каналы, входящие в «ЮТВ Холдинг» (
«Дальнейшее снижение аудитории телеканалов пока не угрожает доходам этого рынка. Телеканалы могут продолжить сокращать долю региональной рекламы в пользу федеральной. Также компенсировать потери от потерь в аудитории можно за счет увеличения цен», — говорит один из собеседников РБК daily.
Доли телеканалов по баинговой аудитории в первой половине 2010/2011 гг., %
Канал |
2011 г. |
2010 г. | Динамика доли 2011/2010 гг. ,% |
Первый канал | 17,57 | 19,07 | -8 |
Россия-1 | 16,34 | 16,96 | -4 |
НТВ | 14,91 | 15,52 | -4 |
СТС | 10,8 | 11,76 | -8 |
ТНТ | 10,07 | 9,5 | 6 |
РЕН ТВ | 5,08 | 5,22 | -3 |
ТВЦ | 3,23 | 3,52 | -8 |
ТВ-3 (все 25-54) | 2,55 | 3,07 | -17 |
Домашний | 2,94 | 3,2 | -8 |
5 канал | 2,82 | 1,96 | 44 |
Муз-ТВ | 2,32 | 1,68 | 38 |
Семерка | 1,82 | 0,72 | 153 |
Россия-2 | 3,36 | 3,35 | 0 |
ДТВ | 2,07 | 2,03 | 2 |
Звезда | 1,8 | 1,82 | -1 |
MTV | 1,57 | 2,33 | -33 |
2х2 | 1,85 | 1,64 | 13 |
Источник: TNS.TV index, Orbita Map
Изменение инвентаря (GRP) на телеканалах в первом полугодии 2011/2010 гг.
Канал | Количество GRP | ||
Январь-июнь 2011 | Январь-июнь 2010 | Динамика 2011/2010 гг., % | |
Первый канал | 137 419 | 139 579 | -2 |
Россия-1 | 131 328 | 129 391 | 1 |
НТВ | 127 394 | 124 240 | 3 |
СТС | 70 927 | 76 600 | -7 |
ТНТ | 59 021 | 54 307 | 9 |
РЕН ТВ | 33 010 | 36 014 | -8 |
ТВЦ | 25 203 | 27 644 | -9 |
ТВ-3 (все 25-54) | 24 613 | 29 326 | -16 |
Домашний* | 24 115 | 26 663 | -10 |
5 канал | 19 829 | 14 535 | 36 |
Муз-ТВ | 16 613 | 11 202 | 48 |
Семерка | 15 324 | 4 720 | 225 |
Россия-2 | 14 680 | 12 681 | 16 |
ДТВ | 14 263 | 14 709 | -3 |
Звезда | 12 246 | 11 152 | 10 |
MTV | 10 120 | 12 958 | -22 |
2х2 | 9 439 | 8 200 | 15 |
Итого: | 745 545 | 733 921 | 2 |