PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

НТС и глянец

Игорь Яковенко рассказал почему Служба опубликовала реальные данные по тиражам.

Разгоревшийся скандал вокруг завышения тиражей глянца, заставил некоторые печатные издания сильно призадуматься — стоит ли такая игра свеч? Началось все с того, что Национальная тиражная служба пожаловалась в Федеральную Антимонопольную Службу на недобросовестную конкуренцию со стороны издателей шести глянцевых журналов, якобы завышающих тиражи.

18 февраля 2011 года ведомство рассмотрело жалобу на специальном совещании. На нем гендиректор НТС Игорь Яковенко заявил, что все 38 глянцевых журналов, данные которых были проанализированы этой службой за последние полгода, завышают тиражи в среднем в 3,4 раза. Портал PlanetaSMI.RU обратился за разъяснениями по данному вопросу к гендиректору НТС.

«Есть данные Федеральной таможенной службы, которая фиксирует количество печатных экземпляров издания, ввезенных в Россию. Есть данные собственно издания, которые говорят, какая доля тиража распространена в России, а какая за рубежом. И для того чтобы понять какой реально отпечатан тираж достаточно просто взять калькулятор и посчитать», — рассказал Яковенко.

Еще в конце 2008 года на общем собрании НТС было принято решение бороться «с тиражным враньем». Однако в период кризиса 2009 года Национальная тиражная служба прекрасно понимала, что изданиям надо хоть как-то выжить, пусть даже путем завышения своих тиражей.

Пришел 2010 год. Многие глянцевые издания заявили, что смогли преодолеть кризис. Теперь, казалось, нет необходимости завышать тиражи, обманывая, таким образом, рекламодателей, да и читателей. Так нет, некоторые неугомонные издатели до сих пор не дают достоверную картину тиражности своих изданий.

«Мы взяли среднеарифметическое за восемь месяцев — с мая по декабрь 2010 года — и сделали выборку по тиражам глянца. Нами были взяты 38 изданий, а это большая половина глянца. Есть издания, лидеры рынка, которые завышают тиражи в 2,5 раз, есть отдельные издания, которые завышают тиражи и в 13 раз. Такое завышение не позволяет ориентироваться на тираж как на реальный рыночный показатель, — рассказывает Игорь Яковенко. — Вот поэтому мы и начали эту работу, и обратились в Федеральную Антимонопольную Службу с инициативой провести данное мероприятие и обнародовать полученные цифры».

По словам Яковенко, если специалист посмотрит на эти цифры и сопоставит их с данными TNS, то увидит, весьма печальную картину: «Если у нас происходит завышение тиражей в разы, то вранье по данным TNS — это уже вранье в степени. Если тиражи завышаются в арифметической прогрессии, то TNS дает завышение данных по аудитории в геометрической прогрессии».

Именно поэтому, по словам главы НТС, и возникла главная рыночная проблема — на сегодняшний момент данных, характеризующий издательский рынок, в России нет. «Кроме данных Национальной тиражной службы», — уверенно добавил Яковенко.

А как же ФАС, которая должна стоять на страже закона? Но Федеральная Антимонопольная Служба не станет массово наказывать издателей за завышение тиражей глянцевых журналов.

«Это позиция Федеральной Антимонопольной Службы, и это я не собираюсь комментировать. ФАС — государственное учреждение, которое работает в соответствии с законом, — продолжает Яковенко. — Я с трудом представляю, как можно отреагировать на обращение о нарушении закона, кроме как не в соответствии с законом. В данном случае нарушены законы „О защите конкуренции“, „О средствах массовой информации“, „О рекламе“. Думаю, что ФАС отреагирует на наше обращение достаточно конкретно».

По словам гендиректора НТС — главное в другом. Ситуация довольно сильно изменилась после опубликования таблицы о реальных, по данным НТС, тиражах глянцевых журналов. Если до этого все вроде как знали о завышении тиражей, но на сколько именно оно происходило было не ясно, то теперь данные НТС представлены широкой огласке.

«Думаю, ситуация уже необратимым образом изменилась. И это хорошая новость. Наш рынок как-то будет на это реагировать, как-то меняться», — уверенно говорит Яковенко.

По мнению гендиректор НТС, остается главная проблема — «вранье в медиаизмерениях», которое носит «масштабный характер». По мнению спикера, либо рынок отреагирует на это и создаст альтернативного измерителя, либо будет по-прежнему существовать так же, как и сейчас.

А ситуация, как известно, не радужная. Рекламодатель в последние годы все больше смещал свои интересы в сферу новых медиа, ущемляя при этом традиционные печатные СМИ. И одна из важных причин этого — недостоверность данных, в том числе — по тиражам газет и журналов.

На вопрос портала, будет ли НТС в дальнейшем отслеживать тиражи глянца, Игорь Яковенко ответил: «Естественно! Надо сказать, что мы в течение нескольких лет старались действовать по западным стандартам, где Бюро аудита тиражей занимается „тиражным враньем“. Оно сертифицирует и проводит аудит только тех изданий, которые приходит к нему добровольно. Это был и наш стандарт на протяжении ряда лет. Но, к сожалению, такие правила не срабатывают в России. Поэтому пришлось использовать не совсем нетрадиционные методы по проверке тиражей».

Татьяна Сорокина,  PlanetaSMI.RU

(24.02.2011)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии