Политические партии обходят запрет на размещение рекламы до выборов. В Москве молодежная организация «Единой России» на рекламных щитах оповещает о борьбе активистов с игровыми автоматами, а в регионах можно полюбоваться на лица местных партийцев. Пока старт кампании не дан, партии нашли правовую лазейку, констатируют эксперты.
Необычные билборды «Молодой гвардии» (молодежная организация «Единой России») появились в Москве: белый медведь в перчатках цвета российского флага лупит по «однорукому бандиту» и подпись «Молодежь взялась за дело, игровых нелегалов пошлем в нокаут смело!» По телефону, указанному на билборде, отвечает сотрудница штаба, которая объясняет, что ей можно нажаловаться, по какому адресу в Москве нелегально работают залы игровых автоматов, активисты расскажут об этом милиции, а она вышлет по адресу «наряд с проверкой». Лидер московских молодогвардейцев Алексей Шапошников говорит, что акция по выявлению казино и игровых залов, не подпадающих под новые требования закона об игорном бизнесе, началась в мае, а порядка ста щитов активисты развешали в начале июля.
Депутат Госдумы, лидер московских эсеров Александр Лебедев усматривает в этом политическую агитацию: «Единая Россия» хочет выбить меня с этой поляны накануне выборов«. Тема борьбы с нелегальным игорным бизнесом актуальна для мегаполисов и стремительно политизируется, поэтому в таких крупных городах, как Москва, Петербург, может стать инструментом точечного влияния на избирателя, отмечает политолог Дмитрий Бадовский.
Несмотря на запрет, билборды с политической рекламой, как выяснили «Ведомости», активно в ходу. Щиты «Единой России», «Справедливой России», ЛДПР и СПС замечены в Костромской, Вологодской, Ярославской, Омской областях, а в Санкт-Петербурге эсеров рекламирует их лидер Сергей Миронов, как бы говорящий со щита, что он вместе с народом.
Уловку, обходящую запрет на политическую рекламу, придумал и автор билбордов СПС, политтехнолог и депутат Госдумы Антон Баков: порядка 500 плакатов СПС с лидером Никитой Белых и сейчас висят в крупных городах России. Никакой агитации лишь изображение Белых и подпись «экономист» или название его книги «Достройка капитализма».
О шагающей по всей стране косвенной агитации известно и председателю Центризбиркома Владимиру Чурову, но настаивать, чтобы ее убрали, он не будет: накануне выборов запрет затронул и его ведомство. ЦИК готовится разместить по стране билборды, информирующие о предстоящих выборах. Они, признался вчера Чуров, результат компромисса с ФАС: агитация ЦИК идет как социальная реклама.
Выступление «Молодой гвардии» политическая реклама, ведь активисты не рекламируют товары и услуги и не подпадают под понятие коммерческой рекламы, уверен член Центризбиркома Евгений Колюшин, но принимать меры в связи с нарушением закона о рекламе могут лишь ФАС и местные власти: у ЦИК нет права вмешиваться до начала предвыборной кампании.
Обращений за разъяснениями не было, заявил источник в антимонопольной службе.
Позиция ЦИК справедлива в период выборов, поскольку совпадает с законом об основных гарантиях избирательных прав граждан, но пока наблюдается вакуум: Центризбиркому не на что опираться, кроме закона «О рекламе», что приводит к фактической правоте ФАС, а с началом кампании ЦИК, объясняет Бадовский.
Закон о рекламе, по сути, наложил запрет на политическую жизнь партий за исключением избирательного периода: а как тогда напоминать о себе, риторически спрашивает директор Независимого института выборов Александр Иванченко. А нормативного решения ФАС до сих пор не представила, продолжает Иванченко, и региональные комитеты по рекламе не уполномочены снимать эти щиты.
Разрешить коллизию может разъяснение Конституционного суда, говорит Бадовский. И ЦИК ждет, пока кто-нибудь из политических партий обратится туда, говорит источник в Центризбиркоме. Но партии вряд ли будут обращаться, они сейчас в серой зоне, вздыхает Бадовский, им сейчас хватает этой правовой лазейки они пользуются ширмой в виде социальной или коммерческой рекламы.
В середине июня ФАС заявила, что политреклама на билбордах противоречит закону «О рекламе», а в начале июля ЦИК и ФАС выпустили совместный пресс-релиз, в котором уточняется, что партии могут размещать агитационные материалы на рекламных конструкциях лишь во время предвыборной кампании. По указанию глав нескольких городов, в их числе Курск, Санкт-Петербург, Москва, щиты были демонтированы.
Источник: www.media-online.ru