link2072 link2073 link2074 link2075 link2076 link2077 link2078 link2079 link2080 link2081 link2082 link2083 link2084 link2085 link2086 link2087 link2088 link2089 link2090 link2091 link2092 link2093 link2094 link2095 link2096 link2097 link2098 link2099 link2100 link2101 link2102 link2103 link2104 link2105 link2106 link2107 link2108 link2109 link2110 link2111 link2112 link2113 link2114 link2115 link2116 link2117 link2118 link2119 link2120 link2121 link2122 link2123 link2124 link2125 link2126 link2127 link2128 link2129 link2130 link2131 link2132 link2133 link2134 link2135 link2136 link2137 link2138 link2139 link2140 link2141 link2142 link2143 link2144 link2145 link2146 link2147 link2148 link2149 link2150 link2151 link2152 link2153 link2154 link2155 link2156 link2157 link2158 link2159 link2160 link2161 link2162 link2163 link2164 link2165 link2166 link2167 link2168 link2169 link2170 link2171 link2172 link2173 link2174 link2175 link2176 link2177 link2178 link2179 link2180 link2181 link2182 link2183 link2184 link2185 link2186 link2187 link2188 link2189 link2190 link2191 link2192 link2193 link2194 link2195 link2196 link2197 link2198 link2199 link2200 link2201 link2202 link2203 link2204 link2205 link2206 link2207 link2208 link2209 link2210 link2211 link2212 link2213 link2214 link2215 link2216 link2217 link2218 link2219
PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

Неполитические заказухи вернулись

Рынок возвращается к классической модели пиара, без экстравагантных ходов, поскольку все стараются минимизировать риски. По прогнозу Всеукраинской рекламной коалиции, сделанном в 2008 году, объем рынка пиар-услуг в 2009 году составит 326 млн. грн., что на 20% меньше емкости рынка 2008 года.

Не слишком оптимистический прогноз, похоже, сбывается: действительно, пиар-бюджеты практически всех компаний в этом году были значительно сокращены

Для многих этот год стал годом выживания, а в такой ситуации затраты на пиар точно не являются приоритетными. Сегодня, по мнению Артема Зеленого, директора компании Brandcom, рынок пробуждается от летаргического сна: клиенты наконец-то активизируются, проводят тендеры, объявляют бюджеты на следующий год. «Август-сентябрь стал переломным, потому что до этого никакого движения не было ни с одной стороны», — говорит он.

Артем Зеленый говорит, что кризис вымыл из пиара вначале все плохое, а потом — все хорошее. «Позитивная динамика развития индустрии, которая выражалась в разделении пиара и маркетинга, подготовке молодых специалистов и отказе от размещения заказных материалов, была остановлена. Я думаю, что теперь мы откатились на два года назад», — объяснил он.

Ярына Ключковская, директор по корпоративным коммуникациям компании «Microsoft Украина», тоже считает, что рынок уже пережил самые тяжелые времена: сейчас наступил момент определенной стабильности, поэтому клиенты возвращаются в агентства и уже готовы планировать свои бюджеты. Кроме того, отпали некие избыточные вещи: клиенты стали очень внимательно следить за тем, на что тратятся их деньги. Сейчас, по мнению Ярыны Ключковской, рынок возвращается к классической модели пиара, без экстравагантных ходов, поскольку все стараются минимизировать риски. Что касается объединения отделов маркетинга и пиара во многих компаниях, то директор по корпоративным коммуникациям компании «Microsoft Украина» считает это временной мерой. «Действительно, во многих компаниях вернулись к практике, когда один человек выполняет две работы, и это абсолютно неправильно. Потому что как маркетинг, так и пиар требуют от человека совершенно разного набора навыков», — говорит она. По ее словам, в некоторых компаниях во время кризиса пиар определялся как приоритетное направление и расходы на него не сокращали, в то время как на прямую рекламу бюджет снижали значительно, поскольку пиар оценивали как менее затратный вид коммуникации.

Пиарщики расходятся во мнении относительно такого распространенного вида пиара, как заказные статьи. Некоторые считают, что кризис очистил рынок от этого не слишком этичного инструмента, другие, наоборот, утверждают, что проблема заказух в медиа стала до неприличия очевидной.

Так, Марина Голуб, совладелец агентства стратегических решений «Голуб и Шинкаренко», уверена, что в пиар-бюджете заказные статьи должны занимать не более 2%, в то время как раньше многие пиарщики использовали их на 90%: «Но сегодня у заказчиков нет на это денег, и все приходят к пониманию того, что такое пиар на самом деле. Это инициирование новостей, тем, умение анализировать медиапространство и находить правильный диалог с изданиями и редакциями. Именно это помогает сформировать правильную коммуникацию. А заказные статьи отходят на задний план». Ярына Ключковская смотрит на ситуацию с заказными материалами не столь оптимистично. «Проблема с заказными статьями, на мой взгляд, обострилась, а выборы показали насколько сильно. Медиа сидели на голодном пайке почти год, а сейчас все пытаются компенсировать это за счет выборов», — говорит она. Кроме того, рассказывает Ключковская, медиа сегодня часто отказываются даже от интересных им тем, объясняя пиарщикам, что если тема не принесет денег, редактор ее не утвердит.

Артем Зеленый считает, что основным трендом в пиаре сегодня стала антикризисная коммуникация: украинские компании, столкнувшись с проблемами, вызванными изменениями на рынке, вынуждены искать антикризисные решения. Кроме того, директор компании Brandcom отмечает, что в условиях кризиса компании решили заменить традиционные коммуникации Интернетом. «Во-первых, интернет-комммуникация дешевле, во-вторых, рынок печатной прессы переживает не самые легкие времена: некоторые проекты закрываются, тиражи изданий падают, поэтому уход в Интернет выглядит совершенно логичным. Но Интернет — не панацея, у него низкий уровень проникновения, ему меньше доверяют, да и работать с ним никто толком не умеет», — объяснил он.

Пиарщики единодушны во мнении, что сегодня уже неэффективны лобовые атаки на потребителя, негативное информационное поле и отрицательный опыт сделали его разборчивее. «Люди становятся более критичными, они способны распознать, что ими пытаются манипулировать. Если десять лет назад кампании с посылом „мы лучше всех, наши продукты самые экологически чистые, и только они принесут вам радость“ срабатывали, то сегодня негативное информационное поле заставляет человека сомневаться во всем. А это значит, что коммуникация должна быть тоньше, элегантнее», — считает Марина Голуб.

Кроме того, по ее мнению, пиарщик должен делать свою работу ежедневно, а не от ситуации к ситуации. «Если пиарщик не работает каждый день над выстраиванием коммуникации, над репутацией компании, формированием ее открытости, то результата либо нет, либо он не тот, которого можно было бы добиться», — говорит она. «Благодаря кризису ценность некоторых вещей стала очевидной. Так, стало понятно, что если ведется системная работа по управлению репутацией и есть накопленный капитал доверия, компании гораздо легче доносить до рынка свои месседжи», — такого же мнения придерживается и Ярына Ключковская.

www.proua.com
(11.11.2009)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии