15 октября в пресс-центре РБК были названы победители ежегодной премии народного доверия «Марка № 1 в России 2009». Несмотря на кризис, участников голосования стало больше. В этом году в конкурсе участвовали и побеждали в основном российские компании.
В этом году в голосовании приняло участие 318 тысяч человек. «Несмотря на кризисный год, мы не заметили падения интереса к Марке № 1 в России со стороны потребителей. Наблюдался прирост голосов, — сказала председатель Оргкомитета Елена Бирюкова. — Возможно, не в последнюю очередь это объясняется тем, что мы активно приглашали голосовать, а также обещали подарки от марок-победителей и новогоднее шоу в Кремле».
Анкеты для голосования были размещены в популярных печатных СМИ (включая газеты «Труд», «Известия», «Российская газета», «РБК daily» и федеральные выпуски газеты «Комсомольская правда»), а также на ресурсах mail.ru и rbc.ru. Внимание к проекту привлекла поддержка «Авторадио», ТВ7, smotri.com, qip.ru. и др. Партнером по исследованию потребительских рынков выступила компания Comcon.
«Этот конкурс менее всего похож на соревнование, — отметил Андрей Рудецких,
Товарные категории, попавшие в анкеты для голосования, были отобраны компанией Comcon на основании маркетинговых исследований и анализа потребительского рынка России. «Подводя итоги конкурса в этом году, я бы хотела отметить, что заметно вырос профессионализм маркетинговых подразделений российских компаний», — сказала директор по коммуникациям компании Comcon Людмила Новиченкова. Голосование прошло по 32 категориям и большая часть списка победителей — это или российские компании, или компании, выпускающие свою продукцию на территории России. И, похоже, в будущем эта тенденция сохранится, поскольку зарубежные марки, попавшие в число победителей, будут открывать в России свое производство, чтобы сократить издержки и еще более укрепиться в категории «народных». Так, директор по связям с общественностью и государственными структурами ЗАО «Ферреро Руссия» Марина Татарская заявила, что в следующем году компания начнет производство конфет на своей новой фабрике во Владимирской области.
Победу в конкурсе маркам обеспечили активная рекламная компания, конкурентоспособная цена и отличное качество. Часто к этой триаде представители компаний-победителей добавляли и внедрение инноваций. «Мы заняли свою нишу, поскольку воспользовались инновационными решениями в приготовлении продуктов», — признался генеральный директор «Торгового Дома Кухня без границ» Алексей Неаронов. А менеджер по розничному маркетингу НР Елена Шадрина пообещала уже в следующем году перевернуть устоявшиеся представления о принтерах: «
Маркетологи отмечают, что кризис мало сказался на марках, у которых есть доброе имя и хорошая репутация. По словам директора по коммуникациям Comcon Людмилы Новиченковой, кризис — это, в первую очередь, время народных марок, доступных и качественных товаров. В то же время конкурс показал, что победа в гонке за потребительскими симпатиями будет на стороне тех, кто имеет в своем арсенале эффективный маркетинговый инструментарий.
Поскольку покупательская способность падает, марки должны предложить своим потребителям дополнительную аргументацию. Этот тезис был прекрасно проиллюстрирован практикой компании «Ресо-Гарантия». «Как продвигать страховой бизнес всем известно, — заместитель генерального директора Ресо-Гарантия сказал Игорь Иванов. — Но как эти знания адаптировать к данному моменту? В кризис всегда наблюдается нехватка денег — и мы предложили нашим клиентам страховое возмещение по ОСАГО в течение семи дней, хотя закон дает нам на это месяц. Это предложение сработало».
Несколько марок во второй раз подтвердили статус «народных», в их числе «Немирофф», «Сибирская корона», «Барьер», «Ресо-Гарантия» и HP. «Нам непозволительно было бы утратить этот титул, — признался представитель страховщиков. — Мы работаем на сложном рынке, с него за последний год ушло 16 страховых компаний. Нам важно, чтобы люди были разборчивы. Получить премию Марка № 1 в России — это все равно, что получить знак качества. Мы дорожим этой наградой». А директор по маркетингу торговой марки «Барьер» Андрей Войнов заявил, что победа в конкурсе подарит его компании вдохновение для работы на других рынках. «Мы замахнулись на экспорт и начали продажи фильтров в Америке, — сказал он. — Почему бы теперь нам не завоевать признание потребителей и там?»
Большинство представителей компаний-лауреатов премии признавались, что победа в конкурсе стала для них подтверждением правильности выбранной маркетинговой стратегии. Бренд-менеджер марки «Сибирская корона» Ирина Дубровская сказала, что «для нас получение этой престижной награды — в первую очередь оценка качества нашего продукта и оценка нашей работы. Если миллионы потребителей по всей России не только регулярно покупают Сибирскую корону, но и признают ее
Предсказать победу в конкурсе, где нет ни жюри, ни экспертов, невозможно, но некоторые марки были уверены в своей победе. «В этом году в конкурсе впервые появилась категория Натуральные препараты для укрепления здоровья, и мы были уверены, что победим, несмотря на сильную конкуренцию на рынке, — говорит директор московского представительства компании Эвалар Наталья Прокопьева. — Мы активно проводим рекламные кампании. Каждый четвертый рубль, оставленный в аптеках, приходится на нашу продукцию. По данным исследовательских агентств, нашей компании принадлежит 23% рынка. Это хорошие показатели — они обеспечили нам победу».
Награждение лауреатов конкурса состоится 11 декабря во время традиционного гала-концерта с участием главных звезд отечественной эстрады. «В канун новогодних праздников мы постараемся порадовать красочным шоу всех россиян, посетивших Государственный Кремлевский Дворец, — сказала Елена Бирюкова, завершая пресс-конференцию. — Зрителей будет ждать множество приятных сюрпризов и подарков от марок-победителей».
pr-files.