PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

Попали под раздачу

15 октября в пресс-центре РБК были названы победители ежегодной премии народного доверия «Марка № 1 в России 2009». Несмотря на кризис, участников голосования стало больше. В этом году в конкурсе участвовали и побеждали в основном российские компании.

В этом году в голосовании приняло участие 318 тысяч человек. «Несмотря на кризисный год, мы не заметили падения интереса к „Марке № 1 в России“ со стороны потребителей. Наблюдался прирост голосов, — сказала председатель Оргкомитета Елена Бирюкова. — Возможно, не в последнюю очередь это объясняется тем, что мы активно приглашали голосовать, а также обещали подарки от марок-победителей и новогоднее шоу в Кремле».

Анкеты для голосования были размещены в популярных печатных СМИ (включая газеты «Труд», «Известия», «Российская газета», «РБК daily» и федеральные выпуски газеты «Комсомольская правда»), а также на ресурсах mail.ru и rbc.ru. Внимание к проекту привлекла поддержка «Авторадио», ТВ7, smotri.com, qip.ru. и др. Партнером по исследованию потребительских рынков выступила компания Comcon.

«Этот конкурс менее всего похож на соревнование, — отметил Андрей Рудецких, pr-менеджер компании «Фабрика мебели „Роникон“ (партнер конкурса „Марка № 1 в России“). — Не знаю, для кого важнее результаты конкурса — для бизнеса, или для рядовых потребителей. Ведь здесь одни покупатели делятся своим опытом с другими, рекомендуя те марки, которые оправдали их доверие, потраченные деньги и время».

Товарные категории, попавшие в анкеты для голосования, были отобраны компанией Comcon на основании маркетинговых исследований и анализа потребительского рынка России. «Подводя итоги конкурса в этом году, я бы хотела отметить, что заметно вырос профессионализм маркетинговых подразделений российских компаний», — сказала директор по коммуникациям компании Comcon Людмила Новиченкова. Голосование прошло по 32 категориям и большая часть списка победителей — это или российские компании, или компании, выпускающие свою продукцию на территории России. И, похоже, в будущем эта тенденция сохранится, поскольку зарубежные марки, попавшие в число победителей, будут открывать в России свое производство, чтобы сократить издержки и еще более укрепиться в категории «народных». Так, директор по связям с общественностью и государственными структурами ЗАО «Ферреро Руссия» Марина Татарская заявила, что в следующем году компания начнет производство конфет на своей новой фабрике во Владимирской области.

Победу в конкурсе маркам обеспечили активная рекламная компания, конкурентоспособная цена и отличное качество. Часто к этой триаде представители компаний-победителей добавляли и внедрение инноваций. «Мы заняли свою нишу, поскольку воспользовались инновационными решениями в приготовлении продуктов», — признался генеральный директор «Торгового Дома Кухня без границ» Алексей Неаронов. А менеджер по розничному маркетингу НР Елена Шадрина пообещала уже в следующем году перевернуть устоявшиеся представления о принтерах: «Почему-то принято считать, что лазерная печать — для офиса, а струйная — для дома. Но уже сейчас мы предлагаем несколько новинок, которые заставят пользователей техники пересмотреть свои взгляды на возможности струйной печати»

Маркетологи отмечают, что кризис мало сказался на марках, у которых есть доброе имя и хорошая репутация. По словам директора по коммуникациям Comcon Людмилы Новиченковой, кризис — это, в первую очередь, время народных марок, доступных и качественных товаров. В то же время конкурс показал, что победа в гонке за потребительскими симпатиями будет на стороне тех, кто имеет в своем арсенале эффективный маркетинговый инструментарий.

Поскольку покупательская способность падает, марки должны предложить своим потребителям дополнительную аргументацию. Этот тезис был прекрасно проиллюстрирован практикой компании «Ресо-Гарантия». «Как продвигать страховой бизнес всем известно, — заместитель генерального директора „Ресо-Гарантия“ сказал Игорь Иванов. — Но как эти знания адаптировать к данному моменту? В кризис всегда наблюдается нехватка денег — и мы предложили нашим клиентам страховое возмещение по ОСАГО в течение семи дней, хотя закон дает нам на это месяц. Это предложение сработало».

Несколько марок во второй раз подтвердили статус «народных», в их числе «Немирофф», «Сибирская корона», «Барьер», «Ресо-Гарантия» и HP. «Нам непозволительно было бы утратить этот титул, — признался представитель страховщиков. — Мы работаем на сложном рынке, с него за последний год ушло 16 страховых компаний. Нам важно, чтобы люди были разборчивы. Получить премию „Марка № 1 в России“ — это все равно, что получить знак качества. Мы дорожим этой наградой». А директор по маркетингу торговой марки «Барьер» Андрей Войнов заявил, что победа в конкурсе подарит его компании вдохновение для работы на других рынках. «Мы замахнулись на экспорт и начали продажи фильтров в Америке, — сказал он. — Почему бы теперь нам не завоевать признание потребителей и там?»

Большинство представителей компаний-лауреатов премии признавались, что победа в конкурсе стала для них подтверждением правильности выбранной маркетинговой стратегии. Бренд-менеджер марки «Сибирская корона» Ирина Дубровская сказала, что «для нас получение этой престижной награды — в первую очередь оценка качества нашего продукта и оценка нашей работы. Если миллионы потребителей по всей России не только регулярно покупают „Сибирскую корону“, но и признают ее по-настоящему „народной маркой“, значит, мы работаем в правильном направлении». Генеральный директор «Хохланд Руссланд» Ульрих Маршнер заявил, что благодаря конкурсу «Марка № 1 в России» его компания имеет уникальный feedback. «Победа в конкурсе дала нам то, что не могло дать ни одно исследование, — сказал он. — Мы получили обратную связь со своим потребителем — такая возможность достается не часто».

Предсказать победу в конкурсе, где нет ни жюри, ни экспертов, невозможно, но некоторые марки были уверены в своей победе. «В этом году в конкурсе впервые появилась категория „Натуральные препараты для укрепления здоровья“, и мы были уверены, что победим, несмотря на сильную конкуренцию на рынке, — говорит директор московского представительства компании „Эвалар“ Наталья Прокопьева. — Мы активно проводим рекламные кампании. Каждый четвертый рубль, оставленный в аптеках, приходится на нашу продукцию. По данным исследовательских агентств, нашей компании принадлежит 23% рынка. Это хорошие показатели — они обеспечили нам победу».

Награждение лауреатов конкурса состоится 11 декабря во время традиционного гала-концерта с участием главных звезд отечественной эстрады. «В канун новогодних праздников мы постараемся порадовать красочным шоу всех россиян, посетивших Государственный Кремлевский Дворец, — сказала Елена Бирюкова, завершая пресс-конференцию. — Зрителей будет ждать множество приятных сюрпризов и подарков от марок-победителей».

pr-files.

(16.10.2009)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии