PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

Это не ограбление — это кредит

Финансовый кризис охладил бурно развивавшиеся отношения между заемщиками и кредиторами. Так, к примеру, опасения банков по поводу платежеспособности тех, кто берет у них в долг, вполне обоснованны (на почве банкротства многих предприятий и роста уровня безработицы). Страх за то, как придется расплачиваться с долгами, овладевает и многими заемщиками. Также известно, что сейчас получить «большой» кредит, например, ипотеку, стало крайне сложно. Однако, россияне, познавшие прелесть жизни «в кредит» оказались не готовы в одночасье прекратить брать в долг у банков, но суммы займов стали несколько меньше.

Результаты исследования «Мониторинг розничного рынка. Банки» за 2 квартал 2009 года показали, что такой банковский продукт как «кредит наличными», несмотря на финансовый кризис, продолжает пользоваться популярностью среди населения. Причем люди в основном берут в долг у банков на срок до 1 года либо же на период 5 и более лет. Так, более ¼ участников исследования, которые получали кредит наличными, брали его на срок 1 год. Приблизительно такая же часть респондентов отмечали, что брали кредит на 5 лет. Кредиты, рассчитанные на несколько месяцев (до года) берутся обычно на покупку мелкой бытовой техники и другие мелкие текущие расходы. На более длительные сроки «растягиваются» займы на ремонт, свадьбы и др.

Оказалось, что кредит наличными в иностранной валюте не востребован на отечественном рынке банковских продуктов: так абсолютное большинство респондентов (не менее 95%) указало, что брало кредит в отечественной валюте. «Дело в том, что основная цель получения такого рода „наличных“ займов лежит в плоскости решения текущих бытовых проблем, с которыми сталкивается в своей жизни практически каждый из нас. Например, нужны деньги на ремонт, не хватает совсем немного на покупку собственной квартиры или просто хочется в отпуск, на который деньги будут позже, а уехать хочется сейчас» — объясняет директор по развитию Profi Online Research Елена Смирнова.

На какие нужды тратят большинство наших соотечественников кредит наличными? Порядка ¼ респондентов указали, что берут деньги на то, чтобы сделать ремонт в своей квартире, даче и т.д. Около 1/5 участников исследования указали, что наличные деньги им необходимы для того чтобы добавить и купить авто. Стоит отметить, что во 2 квартале 2009 года число таких желающих несколько сократилось. Если раньше кредит наличными на покупку машины брали 19% опрошенных, то в конце 2008 года этот показатель был несколько выше — 21%. Приобретение бытовой техники также входит в тройку главных причин, которые склоняют наших соотечественников обращаться в банки за кредитом наличными .

Стоит обратить внимание на то, что среди перечня нужд, на которые люди берут кредит наличными, достаточно большую часть занимает категория «Другое». Скорее всего, некоторую часть в ней занимают кредиты, получаемые физическими лицами на развитие собственного бизнеса. Известный факт: для того чтобы получить заем на это, необходимо собрать массу документов, да и в условиях кризиса такого рода инициатива граждан считается достаточно рискованным предприятием и не активно поддерживаются банками. Таким образом, если речь идет не о больших суммах, человеку оказывается значительно проще оформить кредит наличными на какие-то собственные нужды и затем вложить полученные деньги в собственный бизнес.

Исследование показало, что «Сбербанк» оказывается вне конкуренции среди всех остальных кредиторов, выдающих займы наличными. Как во втором квартале 2009 года, так и в один из самых непростых периодов кризиса, который пришелся на конец 2008 года, более 1/3 участников исследования обращались именно в этот банк. На втором месте оказался «ВТБ24», в который обратились за кредитом 10% опрошенных. Видимо, как во время пика кризиса, так и после него, банки, поддерживаемые государством, кажутся россиянам с точки зрения надежности более привлекательными.

Стоит также отметить, что степень удовлетворенности услугами банков по предоставлению кредита наличными, в целом, достаточно велика. Так более ¾ участников исследования, как в конце 2008 года, так и полгода спустя, отмечали, что удовлетворены данной услугой в банке, в котором брали кредит. Однако, стоит отметить, что во 2 квартале 2009 года степень удовлетворенности заемщиков услугой несколько снизилась. Так, если в 4 квартале 2008 года недовольство демонстрировали лишь 10% участников исследования, то ко 2 кварталу 2009 года их доля увеличилась до 16%.

Справка: Компания Profi Online Research специализируется на проведении маркетинговых исследований, основанных на передовых Интернет-технологиях.. На данный момент онлайн панель компании насчитывает более 82000 респондентов.

pr-files.

(23.09.2009)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии