PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

Один на всех, мы за ценой не постоим

Прообраз современного представления о России, возможно, сложился еще в XIX веке. Сгладить проблемы или «выпячивать» достижения — вот в чем вопрос, ответы на который искали и участники The Baltic PR Weekend 2009.

Тема имиджа России стала одной из самых обсуждаемых на международной конференции.

В текущих экономических условиях повышенное внимание к этой проблеме вполне естественно: сложившийся образ нашей страны определяет отношение мирового сообщества к представителям всех отраслей российской экономики. Разговор на данную тему, начатый Алексеем Глазыриным и Станиславом Наумовым на пленарном заседании конференции, развернулся на круглом столе «Острые углы зрения. Имидж России в глазах международного сообщества», который состоялся вечером 10 сентября. Эксперты-участники рассматривали самые разные аспекты образа страны — исторические, психологические, культурологические и др.

По мнению Александра Борисова, основателя Российской Ассоциации по связям с общественностью, существенно улучшить имидж страны за сравнительно короткий период очень сложно — для этого требуется комплексная систематическая работа, а сама задача должна стоять на национальном уровне. Спикер привел в пример послевоенную Германию, которой после объединения удалось мобилизовать усилия и кардинально изменить представление о себе в глазах мирового сообщества. Не ожидая в ближайшие годы масштабных преобразований в политическом и экономическом устройстве страны, которые значительно приблизили бы Россию к Западу, Александр Борисов считает основной задачей работы по изменению национального имиджа «выпячивание того положительного, что мы можем предъявить на данный момент».

В трансляции имиджа России спикер предлагает делать ставку не на отечественные, а на приглашенные западные агентства: по его мнению, для крупного российского бизнеса, активно инвестирующего в зарубежные медиаресурсы, покупка европейских компаний-консультантов в области коммуникаций стала бы выгодным вложением. Это обеспечит каналы, через которые создаваемый в России контент найдет выход в международное публичное пространство. Бизнес, по мнению спикера, заинтересован в данном решении, так как с имеющимся имиджем России отечественные компании не могут эффективно решать свои задачи за рубежом.

Президент Независимого фонда «Центр политических технологий» Игорь Бунин углубился в психологические предпосылки сложившегося образа страны, выделив ряд определяющих его архетипов. Так, архетип «русского медведя», один из наиболее ярких, возник еще в XIX веке и до сих пор сохраняет влияние. Имидж России формируют такие константы, как антизападничество, мессианство, экспансия, авторитаризм и православие — докладчик подробно раскрыл суть каждой из них. Для изменения образа страны, по мнению спикера, необходимы реальные шаги по внедрению демократических и рыночных принципов с учетом национальных особенностей и грамотной подачей данных изменений международной аудитории. Несмотря на устойчивое предубеждение о том, что западная элита страдает непреодолимой «русофобией», Игорь Бунин убежден в том, что значительная часть европейского политического и журналистского сообщества способна адекватно воспринимать российскую аргументацию и готова к диалогу, поэтому необходима активная информационная работа с западной аудиторией. Нужно показывать Россию как страну, проходящую период последовательной разносторонней модернизации, при этом демонстрируя успехи не только крупных мегаполисов, но и различных регионов.

Последнюю тему в своем докладе развил Владимир Княгинин, директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», рассказавший о концепции формирования имиджа российских городов. Политика по формированию имиджа последних, по мнению спикера, должна стать ответственной, устремленной в будущее и апеллировать к общемировым ценностям.

Наталья Николаева, представитель исследовательской компании «Медиалогия», показала, какой образ России рисует пресса стран «большой семерки». Уровень «заметности» нашей страны в западных СМИ невысок: она занимает только 12 место. В контекстном окружении России преобладают упоминания таких стран, как США, Грузия и Китай. Самыми популярными персоналиями, фигурирующими в материалах о России, являются Дмитрий Медведев и Владимир Путин, на третьем месте — президент Грузии Михаил Саакашвили и министр финансов Алексей Кудрин; из компаний первые три позиции по упоминаемости заняли OPEL, General Motors и «Газпром» соответственно. Информационными поводами, привлекшими наибольшее внимание зарубежных медиа к нашей стране за последние месяцы, стали визит в Россию президента США Барака Обамы, убийство правозащитницы и журналистки Натальи Эстемировой и проект трубопровода Nabucco. В целом интерес западных СМИ к России возникает в основном по политическим вопросам, а ее статус как мировой державы все еще определяется наличием ядерных и нефтегазовых ресурсов — на данные аспекты восприятия страны профессионалам стоит обратить особое внимание с точки зрения улучшения ее имиджа.

Юлия Грязнова, председатель Комитета по социальному развитию РАСО, обратилась к культурологическим аспектам вопроса. Спикер высказала мнение о том, что имидж страны определяется массовыми повседневными практиками, и заставила аудиторию всерьез задуматься над тем, в какой стране мы на самом деле живем. По мнению эксперта, младшие поколения россиян большую часть времени проводят вне России — погружаясь в реалии других культур: от американского «МакДональдса» до восточных духовных традиций. С точки зрения Юлии Грязновой, для того, чтобы культурная практика страны приобрела влияние в мире, необходимо, чтобы она была массовой, легко доступной для усвоения детьми и свободной от языковых барьеров (или стимулирующей интерес к их преодолению). Спикер привела многочисленные примеры успешных культурных практик других стран и регионов — США, Индии, Японии, западноевропейских государств и др. Россия, по словам докладчицы, все еще видится международному сообществу как «заснеженная деревня», и образ медведя еще долго будет преследовать нашу страну. Тем не менее, выход есть — и он, по мнению Юлии Грязновой, заключается в укреплении социальной солидарности и формировании представления о России как о стране здоровых людей. Конкурентоспособной на мировом уровне практикой нашей страны, по мнению спикера, может стать православие как духовная практика.

По словам Николая Ютанова, генерального директора портала Terra Fantastica, Россия находится на перекрестке восточного, западного и мусульманского культурных пространств. Однако наша страна слишком велика и многообразна, чтобы принять один из трех векторов, поэтому в каждом направлении она должна транслировать разные представления о себе, релевантные данному пространству. В целом основой представления России в мире, считает спикер, может стать сочетание старых традиций и новых технологий.

Все эксперты круглого стола единодушно согласились с тем, что изменение имиджа страны — долгий и сложный процесс. Как отметил Игорь Бунин, «создание благоприятного имиджа России является долгосрочным проектом, который будет результатом целенаправленной работы и качественных изменений».

pr-files.

(22.09.2009)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии