link14060 link14061 link14062 link14063 link14064 link14065 link14066 link14067 link14068 link14069 link14070 link14071 link14072 link14073 link14074 link14075 link14076 link14077 link14078 link14079 link14080 link14081 link14082 link14083 link14084 link14085 link14086 link14087 link14088 link14089 link14090 link14091 link14092 link14093 link14094 link14095 link14096 link14097 link14098 link14099 link14100 link14101 link14102 link14103 link14104 link14105 link14106 link14107 link14108 link14109 link14110 link14111 link14112 link14113 link14114 link14115 link14116 link14117 link14118 link14119 link14120 link14121 link14122 link14123 link14124 link14125 link14126 link14127 link14128 link14129 link14130 link14131 link14132 link14133 link14134 link14135 link14136 link14137 link14138 link14139 link14140 link14141 link14142 link14143 link14144 link14145 link14146 link14147 link14148 link14149 link14150 link14151 link14152 link14153 link14154 link14155 link14156 link14157 link14158 link14159 link14160 link14161 link14162 link14163 link14164 link14165 link14166 link14167 link14168 link14169 link14170 link14171 link14172 link14173 link14174 link14175 link14176 link14177 link14178 link14179 link14180 link14181 link14182 link14183 link14184 link14185 link14186 link14187 link14188 link14189 link14190 link14191 link14192 link14193 link14194 link14195 link14196 link14197 link14198 link14199 link14200 link14201 link14202 link14203 link14204 link14205 link14206 link14207
PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

Россия — глазами иностранных инвесторов

Бизнес-имидж российских регионов в оценках иностранных инвесторов

В апреле с.г. Российское отделение IABC провело презентацию исследования «Инвестиционная привлекательность и бизнес-имидж России в период кризиса и в перспективе». Руководитель исследования, глава Комитета по международным отношениям IABC/Russia Юлия Стоногина, специально для газеты «RuPoR», приводит оценку инвестиционной привлекательности российских регионов, отраженную во мнениях зарубежных и российских экспертов — респондентов исследования.

Есть популярное мнение, что иностранец в России, кроме Москвы и Петербурга, других городов не знает и назвать не может. Это предубеждение больше не актуально. Интеграция России в мировой экономический процесс за последние 10 лет расширила связи ближнего и дальнего зарубежья с российскими регионами.

Так называемые «экспаты», работающие в России не первый год (многие пережили вместе с ней кризис 1998-го), не только прекрасно владеют фактами экономической ситуации, но и сроднились с русской культурой и обычаями, путешествуя по пушкинским местам или рыбача в Каспийской дельте.

Именно такие, обладающие экспертными знаниями экономических и культурных реалий России, иностранцы стали респондентами исследования IABC/Russia.
Исследование проводилось методом качественного опроса (глубинные интервью). Общее число респондентов — 35 человек, топ-менеджеры ведущих международных компаний из Европы, США, Японии и России. Среди компаний-респондентов выступили такие лидеры мирового бизнеса как Coca-Cola, British Telecom, Mitsubishi Electric, а также ведущие российские финансово-инвестиционные группы — Финам, Moscow-Capital, Солид и другие.

Эксперты говорили об актуальных для России экономических тенденциях в период мирового кризиса, преимуществ и точках роста страны по сравнению с другими растущими экономиками, давали диагноз дальнейших изменений в долгосрочной перспективе. Значительная часть опроса была посвящена намерениям иностранных инвесторов в отношении своей дальнейшей деятельности на российском рынке.

Часть экспертного пула составили шеф-корреспонденты зарубежных медиа (иностранные журналисты), освещающие тему инвестиционной привлекательности России и ее бизнес-имиджа.

Москва как первый региональный рынок

С началом рыночного развития страны, регион № 1, куда направлялись иностранные инвестиции был Москва (плюс Московская область). Этому есть и были объективные причины.

Москва показывает принципиально отличный от других регионов уровень дохода, уровень квалификации рабочей силы, более высокий уровень сервиса, более развитую инфраструктуру. Очевидным фактом является и то, что Москва сконцентрировала в себе и основную долю благосостояния страны, и львиную долю инвестиционных средств — 40%. Столица также зачастую является финансовым хабом для многих регионов.

Респонденты признают тот факт, что на фоне кризиса объем инвестиций в Москву, как в город с самым высоким индексом ROI (уровень возврата инвестиций), хотя и несколько замедлится, но не иссякнет совсем.

Региональные инвестиции, по мнению иностранных банкиров, оказались не столь рентабельны. Вопрос рентабельности постоянно обсуждался в последние годы: иностранные инвесторы пытались выяснить, нет ли более перспективных регионов России, чем Москва. Пока Москва остается безусловным лидером с точки зрения ликвидности инвестиционных активов — с ней могут соперничать может быть только Питер и Урал.

Представитель Baker&McKenzie особо отметил юридические преимущества работы иностранных компаний в Москве и Петербурге — как городах «с более развитыми юрисдикциями». По его словам, «в регионах понятие федерального законодательства немного другое, суды чуть слабее работают, чем в Москве и Петербурге». В то же время такой факт подчеркивает, что деятельность иностранных инвесторов на российском рынке по определению связана с конфликтными ситуациями, часто требующими разрешения в судебном порядке.

Не только иностранцам, но и региональным предпринимателям знакома ситуация, когда приходится лоббировать в Москве решения, необходимые для существования и развития их бизнесов в регионах. Локализация всех decision-makers в Москве позволяет ускорить процесс принятия решений — естественно, что неизбежно там находятся все российские представительства зарубежных компаний.

Было высказано мнение, что для европейских инвесторов Москва и Центральный регион останутся приоритетным рынком. С точки зрения товарообмена с Европой (доставки либо в Москву, либо из Москвы), а также по своему инфраструктурному уровню, российская столица воспринимается как интегрированная в европейский мир. Проблемы дистанции или проблемы культурных различий уже практически не существует.

Такое представление отражают следующие мнения респондентов:
«Вся Россия в представлении западных людей — дикая, нецивилизованная, нищая, да и в нашем представлении... А Москва — модный европейский город».
«Стоит покинуть Москву — и сразу же словно живешь в другом мире».

Однако мнения разделились, когда иностранные респонденты пытались обрисовать стратегии развития их собственных компаний на российском рынке. Часть представителей этих компаний считают, что концентрация инвестиций будут продолжаться в Москве и Московской области, включая деятельность их собственной компании. Они считают, что в другие города, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, иностранцам вообще «вход заказан».

Другая часть инвесторов ответила, что они связывают экономическое развитие и будущее своих компаний в России с возможностями регионального развития.
В действительности, вопрос преимуществ или недостатков регионов в сравнении с Москвой (Санкт-Петербургом) решается через призму отдельных индустрий. Если Москва имеет фактическую монополию в финансовом секторе, потребительских товарах, продуктах питания, девелопменте и ритейле, то нефть и газ — это, конечно же, не Москва, так же как и крупные индустриальные проекты, строительство заводов (примеры из этой области — проект Komatsu в Ярославле, открытие завода Volvo Trucks в Калужской области — 19 января с.г.). Так, например, г-н Фудзита, президент KOMATSU СНГ, говорит: «Гоголь писал это больше века назад, но российские дороги до сих пор в той кондиции, которая требует улучшений. Еще многое предстоит сделать для развития инфраструктуры, так же, как для горнодобывающего и энергетического сектора. Я верю, что здесь большой потенциал. Мы продолжим инвестировать в строительство местного производства KOMATSU, несмотря на разгар мирового экономического кризиса».

Респонденты считают, что в последние годы в регионах был осуществлен ряд успешных проектов, которые служат показателем широких возможностей регионального развития. Среди таких проектов называли также «Форд» во Всеволожске, подчеркивая, в частности факт, что приход крупного иностранного инвестора мощно развивает смежные отрасли производства. Упоминался проект «Интел» в Нижнем Новгороде. Многообещающими эксперты считают и строительный бизнес в регионах, еще далеко не удовлетворивших спрос местного населения на жилье.

Инвестиционные плюсы и минусы регионов

Именно в последние 3-4 года страна получила мощный импульс регионального развития, и многие города-миллионники, а также наиболее успешные регионы России, стали активно привлекать инвесторов, в том числе международных.
Один из респондентов так оценил усилия регионов: «Абсолютный рекордсмен — город Бор в Нижегородской области. Там власти помогают любому, даже самому маленькому инвестору. Другие регионы — Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Белгород, Калининград, Нижний Новгород — много городов, притягивающих инвестиции. Могу сказать, что в таких городах, как Нижний Новгород, скоро будут осуществлены проекты строительства и промышленности, в отличие от Москвы».

Действительно, Нижний Новгород показывает очень высокий уровень международного сотрудничества — экономические партнерские отношения область поддерживает со 131 зарубежной страной.

В ходе исследования было высказано мнение, что регионы предлагают иностранным инвесторам в определенном смысле даже более цивилизованные условия ведения бизнеса — например, с точки зрения прозрачности и «работы в белую».

Как позитивный факт респонденты отмечают, что в регионах легче получить поддержку местных администраций, которые не так избалованы большими объемами инвестиций, как Москва или Санкт-Петербург. Соответственно, организационные процессы имеют тенденцию осуществляться во многом легче.
Респонденты признают тот факт, что на фоне кризиса объем инвестиций в Москву, как в город с самым высоким индексом ROI, хотя и несколько замедлится, но не иссякнет совсем. Однако в период кризиса разумный администратор, управленец и предприниматель делают ставку не на быстрое обогащение, а на то, чтобы укрепить поколебленные кризисом позиции на долгосрочной основе.

Среди других преимуществ регионов респонденты называют более дешевую рабочую силу, тем более, что регионы стремятся в последние годы стимулировать процесс подготовки местных квалифицированных кадров; развивается система региональных университетов — как, например, недавно образованный Красноярский Университет.

Но пока из острых проблем регионального развития остаются трудности в подборе персонала и партнерских организаций одной: зачастую, как первые, так и вторые не в состоянии соответствовать требованиям «европейского уровня ведения бизнеса». Как объяснил один из экспертов: «Нужны люди, говорящие на европейских языках. И, конечно, необходимо найти команду. Иностранцы любят здесь „своих“ людей. Для них это важно».

Еще один немаловажный фактор — это уровень безопасности, как для бизнеса, так и общегражданской. Респонденты не скрывают, что, бывая в регионах, они регулярно сталкиваются с фактором сниженной безопасности, и с предупреждениями об этом со стороны местных партнеров.

Нельзя забывать о российских расстояниях и дорогах. Логистика может стать вызовом сама по себе. Проблемы снабжения, транспортного обеспечения, тайминга умножаются на местное законодательство, а также «неписаные правила» и неформальные практики, которые во множестве щедро показывает иностранцам Россия:
«Только взгляните на карту — и вы увидите, насколько большая Россия по сравнению с Западной Европой. Существует один набор правил для одного региона или города, и другой для другого. Это размер, это масштаб, и это все очень запутанно», — комментирует европейский топ-менеджер.

В то же время, продолжая разговор о местных обычаях и неформальных практиках, необходимо отметить, что регионы приятно удивляют иностранцев уровнем приветливости и «душевной экологии». Один из экспертов рассказал поразившую его историю о том, как гардеробщица в ресторане Великого Новгорода категорически отказалась брать чаевые у них, группы англичан из 8 человек. Любимым примером у иностранных инвесторов являются, конечно же, хлебосольные приемы, которые организуют их местные партнеры. Топ-менеджер международной сети Hilton Hotels оценивает уровень гостеприимства в регионах как очень высокий — это весьма лестная оценка со стороны человека, представляющего один из флагманов мировой «индустрии гостеприимства».

Итак, среди городов и регионов, к которым в последнее время все больше обращается внимание инвесторов, назывались следующие: Нижний Новгород, Калуга, Калининград, Сочи (и Краснодарский край), Красноярск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург и в целом Татарстан. Екатеринбург наиболее часто упоминают немецкие инвесторы. Респонденты считают, что вокруг этих городов могут образоваться собственные региональные рынки, в случае активного внимания местной администрации к вопросу привлечения международных партнеров и стимулирования иностранных инвестиций.

Если говорить о восточной части России, то туда прогнозируется приход скорее дальневосточных/азиатских инвесторов, которые будут вкладывать средства и развивать эти отдаленные регионы в большей или меньшей изоляции от центральной части России. так, например, в ноябре 2008 года на Форуме Южной Кореи было подписано соглашение о выделении денег в Приморский Край. Исторически заинтересованы в совместном с Россией развитии Дальнего Востока японские партнеры. В то же время японцы — это одни из самых требовательных партнеров к вопросам транспарентности бизнеса. Их очень удручает факт, что до сих пор, даже на данной стадии развития рынка, российские предприниматели «никогда не показывают 100% — они говорят, мы вам покажем 70%. Или 80%. Это невозможно!». Очевидно, что вопрос прозрачности напрямую связан с неискоренимой практикой откатов и взяток в нашей стране, которая удерживает «коррупционное первенство» среди других развивающихся экономик.

www.regionpr.ru
(31.08.2009)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии