Государство в Интернете: с весны 2009 года наблюдается падение интереса пользователей сети к сайтам госсектора
Агентство RUметрика на основе данных рейтинга Рамблер ТОП100 и поисковой системы Rambler приводит данные о развитии сектора «Государство» в Рунете.Как и можно было ожидать, государственные структуры не готовы к режиму интерактивной связи с гражданами, предоставляя только справочные данные.
Предметом исследования стали сайты госструктур, их аудитория и наиболее востребованные пользователями направления и запросы. Исследование охватывает период с июля 2007 по июль 2009 года.
По данным RUметрики, среднесуточная посещаемость сайтов госсектора за год увеличилась на 39% и составила 200 тыс. пользователей. Самым посещаемым ресурсом госсектора на протяжении двух лет остаётся сайт Федеральной налоговой службы. За 2 года его месячная аудитория выросла в 2,7 раз. Сайт Правительства Москвы со второго места переместился на десятое, а ресурс Министерства финансов РФ — с третьего на шестнадцатое. Сейчас второе и третье места в рейтинге заняли Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга и Поисково-мониторинговая система Фонда социального страхования РФ
За полгода 2009-го общее количество действующих сайтов госсектора увеличилось на 8% и составило 855 ресурсов. Чаще других в секторе «Государство» пользователи запрашивают «правительство» — до 150 тыс. обращений в месяц, реже всего — «Департаменты» — от 30 тыс. запросов.
На сайтах госструктур в основном предлагается ознакомиться преимущественно с общей информацией, а о предоставлении интерактивных услуг государственные ведомства не заботятся. Чиновники не готовы к общественному контролю и это ставит под угрозу переход госаппарата в электронное пространство к 2010 году
Посещаемость сектора начала заметно расти в октябре 2008 года (+19%), не менее значительный прирост был отмечен и в феврале 2009-го (+18%). В первом случае всплеск пользовательского интереса к представительствам госсектора в сети вероятнее всего объясняется началом экономического кризиса.
Апрельский прирост посещаемости составил 9% по отношению к марту и, вероятнее всего, был вызван открытием видеоблога Президента РФ Дмитрия Медведева, его критикой в отношении ряда госсайтов, соглашением России, Абхазии и Южной Осетии о совместных усилиях по охране госграницы, вопросами по преодолению кризисных явлений в экономике и т.п.
Из прочих изменений Топ-20 сайтов госсектора в Рунете отмечается уменьшение числа ресурсов министерств и ведомств за счёт прироста сайтов региональных образований.
Суточная аудитория Топ-10 сайтов госсектора в интернете за истекший год выросла от 20% до 170%, однако свыше 100% прироста относится только к двум ресурсам — Официальному порталу Администрации Санкт-Петербурга и сайту Правительства Москвы. Таким образом, получается, что столичные ресурсы стали посещать больше интернет-пользователей, но просматривать страниц они стали меньше, тогда как ресурсы федеральных ведомств аудитория сети просматривает обстоятельней, на них возвращается, открывает больше страниц. Впрочем, в ряде случаев это может объясняться и невысоким качеством исполнения ряда сайтов госструктур, их запутанной структурой, о чём упомянул и сам Президент РФ в ходе дискуссии о государственных сайтах в своём блоге на сервисе LiveJournal.
При этом количество запросов правительства, министерств, департаментов и администраций в ноябре 2008 года резко упало, тогда как у муниципалитетов снижение числа обращений составляет менее 5%. Вероятнее всего, в данном случае снижение числа запросов органов власти связано с общей озабоченностью граждан с экономической ситуацией в государстве, причём органам власти на местах в данной ситуации уделялось внимания больше, чем федеральным. Получается, что в условиях кризиса интернет-пользователи продолжали интересоваться органами власти на муниципальном уровне преимущественно потому, что конечное распределение денежных средств, льгот и т.п. находится в их ведении, тогда как в критические для страны моменты доверие к федеральным органам власти в нашей стране традиционно падает.
Основная проблема интернет-ресурсов органов власти, как заметил Президент РФ в рамках обсуждения сайтов госорганов в Рунете, — в их невысокой информативности и сложности навигации. Некоторые из них, созданные во исполнение постановления Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти», обязавшего все федеральные органы власти создать свои интернет-сайты и регулярно размещать на них информацию о своей работе, за минувшие 6 лет мало изменились.
Кроме того, сегодня практически отсутствуют государственные услуги, которые могли бы быть получены организацией или гражданином без непосредственного посещения государственного органа. Информация предоставляется на бумажных носителях, так же формируются запросы. В условиях развития телекоммуникационных и сетевых технологий подобный подход слишком устарел. Для решения проблемы в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» в мае 2008 года распоряжением Правительства РФ была разработана Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства, рассчитанная до 2010 года.
15 июня 2009 года, в свою очередь, было принято постановление Правительства РФ «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» в котором оговаривается создание сводного реестра государственных и муниципальных услуг и единого интернет-портала, который должен будет обеспечить доступ к данному реестру. Первоначально он задумывается как единый электронный справочник с адресами и телефонами органов исполнительной власти и перечнем госуслуг, однако в перспективе ожидается, что и получать услуги можно будет не выходя из дома или офиса, тоже через Интернет.
Впрочем, пока законодатели выпускают очередные постановления, текущее состояние сайтов российских министерств и ведомств, не говоря о региональных ресурсах, оставляет желать лучшего. Об этом свидетельствуют данные независимого исследования о деятельности электронного правительства, проведенного Ассоциацией менеджеров в марте-апреле текущего года. Авторы исследования проанализировали содержание сайтов, доступных на официальном сайте Федеральные органы исполнительной власти, определив, насколько их информация отвечает общественным нуждам, определенным пожеланиями экспертов и списку из 20 госуслуг, принятых за базовые в странах Евросоюза.
В ходе исследования выяснилось, что интернет-пользователям на сайтах госструктур предлагается ознакомиться преимущественно с общей информацией — о структуре ведомства, основах его деятельности, в лучшем случае — найти отчеты о работе или формы интерактивной связи, о предоставлении интерактивных услуг государственные ведомства не заботятся. Единственным исключением стал сайт Федеральной налоговой службы: там можно подать электронную декларацию о доходах. В то же время регистрация юридических лиц и предпринимателей через сайт не осуществляется.
Ещё в исследовании Ассоциации менеджеров отмечается что федеральные органы исполнительной власти весьма неохотно раскрывают в сети информацию, связанную с их непосредственной деятельностью. Иными словами, чиновники не готовы к общественному контролю, а это, в свою очередь, ставит под угрозу переход госаппарата в электронное пространство к 2010 году, как это предусмотрено концепцией формирования в России электронного правительства.
pr-files.