В Вене, во время очередной конференции ECCO International PR Network, объединяющей 34 агентства из стран Европы, Азии и Африки, были подведены итоги деятельности членов сети за первые шесть месяцев 2009 года.
«Представитель каждого из агентств выступил с кратким сообщением о положении дел у себя в стране, о ситуации в агентстве и на местном PR-рынке в целом. По сообщениям европейских участников, в конце прошлого года — в первом квартале текущего года имел место определенный спад в обороте всех PR-агентств, входящих в сеть, что в целом отражает общую тенденцию на мировом рынке. В Европе он составил в зависимости от страны от 10% — Швейцария — до 30% — Великобритания. При этом некоторое количество клиентов — до 15% — не пролонгировали договора на 2009 г.
Первые три месяца текущего года характеризовались тем, что приток новых клиентов практически иссяк. При этом количество тендеров и запросов от потенциальных клиентов также сократилось в несколько раз. Однако, уже начиная с апреля наметился определенный рост. Стали обращаться как старые клиенты, вновь почувствовавшие необходимость в PR-услугах, так и новые. При этом схема оплаты услуг агентств существенна видоизменилась. Подавляющее большинство новых клиентов нанимают агентства не по системе абонентского обслуживания, а на конкретные проекты. Те же компании, которые остаются приверженцами абонентского обслуживания, получают существенные скидки и преференции. Таким образом, можно говорить о том, что средний размер ежемесячной абонентской платы в Европе снизился на 10—15% до уровня менее 10 000 Евро. Вместе с тем, представители европейских агентств выразили надежду на то, что хотя в этом году существенного роста оборота ожидать нельзя, итоги 2009 года будут неплохими.
«Если в прошлом году оборот всех агентств сети был на уровне 65 миллионов евро, то в 2009 мы можем думать о цифре в 70 миллионов», — отметила Катрин Бишоп (Kathryn Bishop), генеральный координатор сети ECCO.
Характерно, что сообщения руководителей PR-агентств из России, Бразилии и Индии позволили выявить интересную закономерность коммуникационных рынков стран BRIC. Ее сформулировал креативный директор агентства Publicity PR Дмитрий Доровский, присутствовавший на конференции в Вене: «Несмотря на то, что иностранные компании не в меньшей степени оказались затронуты кризисом, ощущая на себе усилившуюся протекционистскую политику Российского государства, они сохранили расходы на PR, сделав их защищенной статей бюджета, следуя канонам корпоративной культуры и кризис-менеджмента — поддерживать свои коммуникации на должном уровне».
Управляющий партнер Publicity PR Ян Ханов: «Сейчас к нам обращаются в основном иностранные компании, возможно это связано с нашим позиционированием на рынке, а, возможно, это та самая невидимая рука рынка. Мы наблюдаем, что многие российские компании обходятся силами своего PR-департамента, или даже вменяют в обязанность, скажем, директору по работе с персоналом функции пиарщика. Правильно это или нет — время покажет, а проголосует как всегда потребитель».
Известно, что в России в конце прошлого года — первом квартале нынешнего произошел существенный спад. Российские компании урезали свои расходы на PR практически до нуля. Падение рынка было примерно на 40%. Характерно, что столь драматичное падение рынка, связано с уходом российских заказчиков от PR-агентств, многие из которых были вынуждены приостановить свою деятельность, особенно агентства ориентированные на финансовые коммуникации, строительный и автомобильный секторы. По оценкам агентства, сейчас средняя стоимость абонентского обслуживания в России составляет примерно 5 000 евро, что почти в два раза меньше средней для Европы цифры.
Вполне возможно, что именно иностранные клиенты, поддержат российский PR-рынок в его трудную минуту, в полной степени ощущая необходимость проактивной коммуникационной позиции в поддержку компании и ее брендов. Усиление спроса со стороны иностранных/международных компаний, может стать для российского PR-рынка неким Индексом Publicity как соотношение стоимости нефти и котировок бумаг на фондовом рынке в России.
Участники конференции подтвердили, что в последние месяцы изменился спектр услуг, которые интересуют клиентов. Так, чрезвычайно востребованы тренинги по общению со СМИ в кризисных ситуациях, специальные кампании по сопровождению судебных процессов в арбитражных судах, позиционирование компании в социальных сетях, Интернет-форумах и блогах. При этом у клиентов пропал интерес к организации шумных презентаций, BTL-акций и помпезных корпоративных торжеств.
Российские компании не проявляют особого интереса к предотвращению выхода негативной информации в СМИ, поддаваясь общему мнению о том, что хорошо сейчас не пишут ни о ком.
В недавно проведенном исследовании ICCO сообщается, что объем рынка PR-услуг сократится на 28% до $0,7 млрд. По нашим оценкам, падение рынка вполне вероятно ниже заявленной оценки, в связи с тем, что многие компании перешли на краткосрочную систему планирования и нестабильный режим работы с PR-агентствами, несмотря на заключенные контракты. Ситуация осложняется и состоянием рынка рекламы и медиа. Так, в ряде рекламных агентств практически нет проплат на осень этого года, несмотря на явно выгодные предложения для клиентов. Медиа рынок, как неотъемлемый участник рекламного рынка, переживает значительные перемены«.
Источник: ИА «РосФинКом»
www.raso.ru
(07.07.2009)