PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

Кто в авторитете

Ежегодное общероссийское крупномасштабное исследование «РР» — исследование профессиональных репутаций-2009. Главные авторитетные специалисты страны, чье мнение определяет лицо отрасли и бизнеса — кто они? Почему в качестве авторитетных в бизнес-кругах людей называли чиновников экономического блока правительства?

«Русский репортер» публикует результаты исследования «Самые авторитетные люди России». Его цель — выявить реальную элиту нашей страны, то есть людей, которые обладают безусловным профессиональным и моральным авторитетом в своей области деятельности. Исследование определило 80 человек 8 публичных профессий, чей профессионализм, чей пример, и чье мнение являются определяющим для корпорации коллег-профессионалов, а значит оказывает влияние и на общество в целом.

Исследование проливает свет на то, насколько сильна профессиональная этика, насколько велика социальная плотность, «корпоративность» различных публичных профессий от врача до военного, а также на то, как формируются в России репутации самой высокой пробы.

Предприниматели — основатели бизнесов, крупнейшие менеджеры и совладельцы

Вагит Алекперов
президент и совладелец компании «Лукойл»

Единственный «красный директор» в списке. Его авторитет основан на том, что ему удалось не просто сохранить предприятие с советских времен, но и превратить его в крупнейшую частную нефтяную компанию страны и вторую в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. При этом в отличие от многих других Алекперов держался в стороне от «олигархических войн» 90-х годов и от серьезных скандалов времен приватизации. Он не просто успешный менеджер, он еще и блестящий производственник, прошедший путь от буровика до доктора наук.

Рубен Варданян
совладелец и председатель совета директоров группы компаний «Тройка Диалог»

Варданян имеет среди бизнесменов репутацию человека адекватного, с правильными жизненными ценностями. Он бессменно возглавляет одну из первых, крупнейших и наиболее известных компаний на российском финансовом рынке практически с самого ее основания в 1992 году. В то время мало кто из его сверстников, недавних студентов, слышал о таком бизнесе, все больше интересовались торговлей, компьютерными технологиями. Начав с офиса в двухкомнатной квартире с одним компьютером, Варданян с товарищами создал одну из лучших инвестиционных компаний страны с оборотом в десятки миллиардов долларов. Всемирный экономический форум в Давосе включил его в список «100 мировых лидеров будущего».

Андрей Коркунов
председатель совета директоров Одинцовской кондитерской фабрики

Бывший военный инженер, основатель шоколадной фабрики «Коркунов». Сумел создать один из самых узнаваемых брендов новой России, не приватизировав, а основав собственное предприятие с нуля: сам выбирал землю под фабрику в Одинцовском районе, даже переделывал рецептуру первого сорта своих конфет за восемь часов до запуска завода. Стал одним из лидеров топового сегмента российского кондитерского рынка, успешно вышел на рынки западных стран. Однако его бизнес-авторитет основан не на этом. Восхищение коллег вызвал тот факт, что ему удалось на волне роста продать 80% своего шоколадного бизнеса легендарной американской компании Wrigley за сумму, многократно превышающую объем годовой прибыли и оборота его предприятия. То есть осуществить то, к чему стремятся многие российские бизнесмены.

Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко
глава компании «Ростик Групп»

Самый успешный на данный момент ресторатор России. Доказал и показал, как можно конкурировать с «Макдоналдсом», создав сеть ресторанов «Ростикс». Владелец еще нескольких ресторанных сетей (всего под управлением «Ростик Групп» более 300 ресторанов). Самостоятельность и независимость — два главных качества главы «Ростик». «В стремлении к успеху многие ограничиваются тем, что копируют действия лидеров рынка, а это неверный путь, — объясняет он студентам, читая лекции по маркетингу, — изучать их опыт, несомненно, нужно, но лишь для того, чтобы понять, чем вы можете от них отличиться».

Михаил Прохоров
президент частного инвестиционного фонда «Группа ОНЭКСИМ»

Владелец активов во многих отраслях — от золотодобычи и металлургии до страхования и нанотехнологий. Причиной роста авторитета Прохорова большинство экспертов считают то, что он — единственный из российских олигархов — накануне лавинообразного обвала мировых бирж в 2008 году «ушел в кэш» и сохранил свое состояние, став самым богатым человеком в России. Вне зависимости от того, был ли это точный расчет или простая удача, умение сохранить капитал — одна из важных характеристик бизнесмена. В этом случае не так уж и важно, что высокоморальным поведением Прохоров никогда не отличался: российское бизнес-сообщество давно забыло, как было скандализировано, когда куршевельские шалости Прохорова привлекли к нему внимание французской полиции.

Олег Тиньков
председатель совета директоров банка «Тинькофф Кредитные системы»

Бизнесмен с неуемной энергией, которому интересно начинать любой бизнес с нуля, а затем продавать его с выгодой для себя. Креативность и открытость к новым идеям — вот что вызывает у коллег уважение к Тинькову. В свое время основал пивоваренную компанию «Тинькофф» и одноименную сеть ресторанов с собственными пивоварнями, создал первый и самый успешный бренд российского элитного пива. На пике успеха продал пивной бизнес и основал коммерческий банк Tinkoff Credit Systems, который уже приносит ему прибыль.

Михаил Фридман
совладелец консорциума «Альфа-групп»

Построил и руководит одной из крупнейших российских бизнес-империй — говоря об интересах «Альфа-групп», проще сказать, в каких сферах их нет, чем перечислить все активы. Сделал Альфа-Банк крупнейшим частным банком России, доказав, что банковский бизнес может быть эффективным, сохраняя при этом дистанцию с государством и не превращаясь в «отмывочную». Но выстраивать отношения с госчиновниками с пользой для себя Фридман тоже умеет. Многие называют его самым успешным бизнесменом России.

Николай Цветков
совладелец и председатель совета директоров финансовой корпорации «Уралсиб»

Бывший военный летчик, прошедший Афганистан, основатель, президент и совладелец одной из крупнейших в России финансовых корпораций. Среди ее основных активов — одноименный банк, входящий в пятерку крупнейших частных банков страны, одноименные страховая и лизинговая компании, сеть магазинов «Копейка» и прочее. Расчетливый, жесткий бизнесмен, который добился успеха благодаря правильному выбору направлений инвестирования.

Евгений Чичваркин
бывший совладелец компании «Евросеть»

Вероятно, наиболее харизматичный из российских мультимиллионеров, никогда не устававший удивлять публику скандальными рекламными акциями, экстравагантным имиджем и высказываниями. В 1997 году начал бизнес с $2 тыс., взятых в долг у отца. Через 11 лет продал компанию за сумму порядка миллиарда долларов (правда, большая часть досталась не ему, а ушла на погашение долгов). Не исключено, что причина его появления в списке — уголовное дело и бегство в Великобританию. Многие бизнесмены склонны рассматривать «дело Чичваркина» как месть со стороны силовиков — ведь когда-то владелец «Евросети» добился уголовного преследования милиционеров, которые арестовывали партии ввозимых им телефонов, а затем сами их продавали.

Александр Шохин
глава Российского союза промышленников и предпринимателей

В 90-е годы успел побывать депутатом Госдумы, министром экономики и заместителем председателя правительства России, а теперь является президентом Высшей школы экономики и главой РСПП. Не будучи бизнесменом или менеджером, является одним из наиболее авторитетных людей в российском бизнес-сообществе, демонстрируя, насколько для российского бизнеса важны институты, организующие его связи с властными и государственными структурами.

Правила корпорации

Бизнес — среда конкурентная, фрагментированная по отраслям, по формам собственности и прочему. К тому же сами бизнесмены в большинстве своем индивидуалисты и очень амбициозны. Казалось бы, корпоративное сознание среди них невозможно, а потому вряд ли удастся выделить их самых авторитетных представителей.

Опрос действительно доставил нам некоторые хлопоты. Внутри этой корпорации нет единого центра влияния. Зато довольно сильно ощущается влияние другого, внешнего центра — государства, которое устанавливает правила игры и время от времени выделяет то одного, то другого фаворита. Поэтому, кстати, многие наши респонденты называли в качестве авторитетных в бизнес-кругах людей именно чиновников экономического блока правительства или посредников между бизнесом и властью (кроме вошедшего в первую десятку Александра Шохина, несмотря на наши протесты, назывались руководители «Деловой России», «Опоры России»). Это позволило нам выдвинуть гипотезу: корпоративное сознание приходит к бизнесу во многом благодаря тому, что предприниматели вынуждены формулировать и адресовать государству свою консолидированную позицию, суть своего коллективного интереса.
Исследование выявило две противоположные тенденции. Первая: авторитетными бизнесменами часть этой профессиональной среды признает людей, которые добились огромного успеха, — причем на второй, а то и на десятый план отходят методы достижения этого успеха и моральные характеристики данного персонажа. Главное — бизнес-чутье, умение выстраивать нужные связи с нужными людьми и, наконец, талант извлекать прибыль. «У кого нет миллиарда, тот может идти в ж.. у» — эта знаменитая фраза главы одной из крупных российских строительных фирм, сказанная на закрытой вечеринке где-то в Куршевеле незадолго до кризиса, представляет собой провокационно и предельно жестко сформулированное объяснение подобного подхода при выборе авторитетов. Кстати, у самого этого бизнесмена миллиарда уже нет, а долги есть.
Второй подход сформулировал человек, который в итоге стал одним из номинантов нашего списка, — Олег Тиньков. Предлагая своих кандидатов в десятку лучших предпринимателей России, он сознательно разграничил названных им людей и «бизнесменов из журнала „Форбс“». По простому принципу: по его мнению, первые отличаются от вторых «тем, что создали свой бизнес с нуля. Каждый из них, начиная со студенчества, включался в торговлю, мечтал, а потом и сам строил свои предприятия. Они не участвовали в переделе и не скупали существующие предприятия».
Есть ощущение, что эти два подхода в бизнес-среде конкурируют, но ни один не имеет явного преимущества. По крайней мере, в нашем рейтинге в итоге оказались и те и другие — и олигархи времен залоговых аукционов, и миллиардеры, начинавшие бизнес «на коленке», с несколькими тысячами долларов в кармане.

Конечно, в России истинно авторитетных людей существенно больше, чем попали в рейтинг. Но общество, увы, в массе не знает даже их. Общество должно знать и гордиться своей элитой, и данное исследование — один из шагов к формированию общественных знаний о великих людях, живущих в нашей стране в начале ХХI века. Мы сумели открыть лишь малую часть реальной сложности и внутреннего человеческого богатства нашего общества. Реальная элита — это «люди дела», а не просто «говорящие головы». Увидеть ее значит по-новому открыть для себя собственную страну.

Исследование «РР» составлено на основе опроса специалистов по всей стране, где они сами называли наиболее профессиональных людей в своей области. Это своеобразный «внутренний» рейтинг. Таким образом, он максимально приближен к реальной ситуации.

Технология исследования — двухуровневый экспертный опрос. Сначала «РР» составил список из двадцати выдающихся профессионалов и экспертов для каждой профессии (всего 180 экспертов). Выбранные эксперты сформировали первый список самых авторитетных профессионалов по профессиям.

На втором этапе лидеры первого опроса (более 100 человек) оценивали своих коллег. Те, кто получил больше всего голосов на первом и втором этапе опроса вместе и вошли в десятки лучших.

Критерии, по которым осуществлялась оценка:

Профессиональная репутация. Человек является безусловным инноватором в своей области, открывает дорогу другим, на него ориентируются как на выдающегося профессионала.
Моральный авторитет. Это профессионал, который «несет на себе» принципы профессиональной этики, с которым можно советоваться не только по рабочим, но и по этическим вопросам, он видная общественная фигура из среды профессионалов.
Кроме того, эксперты добавляли свои критерии оценки «самых авторитетных людей».

Исследование не учитывало конкретный промежуток времени — это авторитеты «сегодня». Единственное условие, чтобы профессионал был активно работающим в данный момент.

Всего «РР» проанализировал 8 профессий. В каждой профессии представлено по 10 человек. Исследование охватило все крупные российские города.

Для исследования выбрали наиболее публичные профессии, чья работа так или иначе касается всего общества, чьи внутренние моральные принципы и критерии могу быть интересны всем. Это предприниматели, медики, юристы, учителя, работники сферы шоу-бизнеса и культуры, ученые, кадровые военные, плюс — общественники (благотворители, лидеры общественных организаций), чей рейтинг отчасти пересекается с другими профессиями.

Рейтинг «Самые авторитетные люди», который в этом году публикуется впервые, планируется сделать ежегодным.

Публикуется с сокращениями,

pr-files.ru

(05.06.2009)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии