Украинская Лига по связям с общественностью (
В опросе принимали участие признанные лидеры консалтинга и корпоративного сегмента индустрии, среди которых:
Елена Деревянко — управляющий партнер Агентства
Денис Богуш — президент Bohush Communications, член Совета IPRA, вице-президент Украинской
Юрий Штепа — старший партнер Financial Communications Group;
Мария Бородай — руководитель
Елена Кондратюк — учредитель Агенства «Раднык», народный депутат Украины;
Галина Лантушко — директор управления по связям с общественностью, член Совета директоров Индустриальной группы УПЭК и многие др.
Евгения Панкратьева — генеральный директор
Анна Кондракова — исполнительный директор Студии текста «Фабула»;
Александр Никишев — управляющий партнер Investor Relations Agency;
Руслан Скиба — менеджер по связям с общественностью компании Vanco Prykerchenska Ltd.;
Сергей Костюков — директор Агентства маркетинговых коммуникаций «
О том, как кризис отразился на структуре рынка
Вторую часть исследований
Предлагаем также ознакомиться с вопросами и кратким резюме ответов экспертов:
— Как количественно повлиял кризис на корпоративные
Ответы практически всех экспертов единодушны: бюджеты урезаны на 50 и более процентов. Как точно выразилась Анна Кондракова (СТ «Фабула»): «Формально бюджет есть, но денег у компании нет. Реализуются в основном жизненно важные проекты или уже начатые проекты, от которых нельзя отказаться».
Но есть и исключения. Галина Лантушко (Индустриальная группа УПЕК) ответила: «Кризис на
— Какие
Общее мнение — структура услуг практически не изменилась. Некоторые эксперты указывают, что чаще стали заказывать кризисный и репутационный PR. Евгения Панкратьева (генеральный директор
— От каких
Компании практически полностью отказываются от заказа ивентов, пресс-посредничества, услуг в сфере внутреннего PR, комплексных услуг.
— Какие модели поведения в сфере общественных коммуникаций наиболее характерны для корпоративного сектора?
Общее мнение о поведении украинских компаний выразил Денис Богуш (Bohush Communications): «От хаотических действий до выжидательной позиции».
Еще более эмоционально эту мысль выразил Юрий Штепа (Financial Communications Group): «Реактивный пиар — ответ на внешнее воздействие. Позиционирование себя в качестве жертвы обстоятельств, драматизация возникших проблем, шантаж (правительства, клиентов, партнеров) с целью получения преференций: если нам не помогут (от нас не отстанут, не дадут отсрочку, не введут внешнего куратора), мы рухнем, а за нами рухнет отрасль (экономика страны, весь мир) и сотни (тысячи, десятки тысяч, миллионы) трудящихся (их семей, детей, пенсионеров) выйдут на улицы (останутся без хлеба, без средств к существованию, без квартир) и окончательно потеряют веру в правительство (справедливость, честность, банковскую систему, национальную валюту, государственную независимость)!»
— Как бы вы качественно охарактеризовали рынок PR в Украине в 2009 г. с наступлением кризиса?
Знаменателем всех оценок может быть высказывание Елены Деревянко (Агентство
— Как повлиял кризис на состояние
Общее мнение: консалтинг меньше пострадал, чем корпоративный сегмент. Нет стремительного роста, но в целом крупные компании остаются на плаву.
— Как повлиял кризис на рынок труда в сфере PR?
Рынок труда пострадал очень значительно. Из компаний уволены все пиарщики, без кого компании могут обойтись. Спрос на специалистов уменьшился более чем на 50%. На одно вакантное место — до 10 человек претендентов.
— Ваш прогноз: каким будет количественно и качественно рынок PR в Украине к концу 2009 г.
Руслан Скиба, менеджер по связям с общественностью компании Vanco Prykerchenska Ltd.: «До конца года
Сергей Костюков: «Количественно — не знает и не знал никто. Качественно — ужесточится борьба за клиентов и бюджеты до неприличия Возможно, сократится количество агентств, что может быть и не так плохо, т. к. до сегодняшнего дня бытовала ситуация, что любой выпускник специальности маркетинг — уже агентство».
Андрей Ротовский, президент Украинской
Источник: Агентство