PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

Пациент скорее жив, чем мертв

Украинская Лига по связям с общественностью (PR-Лига) недавно подвела итоги первого этапа экспертного исследования состояния и трендов развития рынка PR в Украине со времени наступления кризиса. Итоговым заключением исследования стал вывод о том, что объем рынка PR-услуг Украины сократился на 50—60%, кроме этого, были выявлены признаки стагнации и депрессии. В то же время, отмечена и позитивная тенденция: у высокопрофессиональных консалтинговых компаний сокращение объемов не произошло, а по отдельным направлениям наблюдается даже рост показателей (сфера репутационного и кризисного PR, Интернет-коммуникаций). Однако до сих пор остается открытым вопрос, каким будет индустрия после выхода из кризиса.

В опросе принимали участие признанные лидеры консалтинга и корпоративного сегмента индустрии, среди которых:

Елена Деревянко — управляющий партнер Агентства PR-Service, член IPRA, вице-президент Украинской PR-Лиги;
Денис Богуш — президент Bohush Communications, член Совета IPRA, вице-президент Украинской PR-Лиги;
Юрий Штепа — старший партнер Financial Communications Group;
Мария Бородай — руководитель PR-службы Intel Ukraine, вице-президент Украинской PR-Лиги;
Елена Кондратюк — учредитель Агенства «Раднык», народный депутат Украины;
Галина Лантушко — директор управления по связям с общественностью, член Совета директоров Индустриальной группы УПЭК и многие др.
Евгения Панкратьева — генеральный директор PR-агентства Noblet Media CIS;
Анна Кондракова — исполнительный директор Студии текста «Фабула»;
Александр Никишев — управляющий партнер Investor Relations Agency;
Руслан Скиба — менеджер по связям с общественностью компании Vanco Prykerchenska Ltd.;
Сергей Костюков — директор Агентства маркетинговых коммуникаций «ПР-Квадрат».

О том, как кризис отразился на структуре рынка PR-услуг, рассказала Елена Деревянко: «В целом, доля регулярного PR сократилась с 80% до 30%, а вот антикризисный PR вырос с 20% до 70% рынка PR-услуг. Лучше всех себя чувствует продуктовый PR, который перенимает у прямой рекламы роль локомотива продвижения. Больше всего пострадал внутренний PR, поскольку в условиях кризиса работодатели не готовы „прогибаться“ перед сотрудниками — на рынке труда предложение превышает спрос. Скукожился и рынок IR — о „громких“ IPO в ближайшее время придется забыть. Что же касается политического PR, в этом сегменте скорее наблюдается оживление активности по мере приближения электоральных треволнений. Правда, бюджеты здесь тоже подсократятся, поскольку кризис не щадит и партийные „кошельки“».

Вторую часть исследований PR-Лига планирует провести уже в конце 2009 года. Ожидается, что она даст ответ на вопрос о причинах столь резкого падения рынка PR-услуг и о том, как индустрия PR в Украине будет развиваться в дальнейшем.

Предлагаем также ознакомиться с вопросами и кратким резюме ответов экспертов:

— Как количественно повлиял кризис на корпоративные PR-бюджеты?

Ответы практически всех экспертов единодушны: бюджеты урезаны на 50 и более процентов. Как точно выразилась Анна Кондракова (СТ «Фабула»): «Формально бюджет есть, но денег у компании нет. Реализуются в основном жизненно важные проекты или уже начатые проекты, от которых нельзя отказаться».

Но есть и исключения. Галина Лантушко (Индустриальная группа УПЕК) ответила: «Кризис на PR-бюджет ее компании не повлиял. Но при этом следует учитывать, что и до кризиса и сейчас Индустриальная группа УПЕК не использовала в сфере PR-аутсорсинг, все делалось своей корпоративной службой».

— Какие PR-услуги в условиях кризиса компании заказывают чаще всего?

Общее мнение — структура услуг практически не изменилась. Некоторые эксперты указывают, что чаще стали заказывать кризисный и репутационный PR. Евгения Панкратьева (генеральный директор PR-агентства Noblet Media CIS) отмечает, что: «Некоторые по-прежнему собираются выводить новые бренды на рынок».

— От каких PR-услуг в исполнении аутсорсинга компании отказываются?

Компании практически полностью отказываются от заказа ивентов, пресс-посредничества, услуг в сфере внутреннего PR, комплексных услуг.

— Какие модели поведения в сфере общественных коммуникаций наиболее характерны для корпоративного сектора?

Общее мнение о поведении украинских компаний выразил Денис Богуш (Bohush Communications): «От хаотических действий до выжидательной позиции».

Еще более эмоционально эту мысль выразил Юрий Штепа (Financial Communications Group): «Реактивный пиар — ответ на внешнее воздействие. Позиционирование себя в качестве жертвы обстоятельств, драматизация возникших проблем, шантаж (правительства, клиентов, партнеров) с целью получения преференций: если нам не помогут (от нас не отстанут, не дадут отсрочку, не введут внешнего куратора), мы рухнем, а за нами рухнет отрасль (экономика страны, весь мир) и сотни (тысячи, десятки тысяч, миллионы) трудящихся (их семей, детей, пенсионеров) выйдут на улицы (останутся без хлеба, без средств к существованию, без квартир) и окончательно потеряют веру в правительство (справедливость, честность, банковскую систему, национальную валюту, государственную независимость)!»

— Как бы вы качественно охарактеризовали рынок PR в Украине в 2009 г. с наступлением кризиса?

Знаменателем всех оценок может быть высказывание Елены Деревянко (Агентство PR-Service): «Турбулентность, апатия или истерика операторов. Очевидно, что время для более точной качественной оценки рынка еще не пришло».

— Как повлиял кризис на состояние PR-консалтинга?

Общее мнение: консалтинг меньше пострадал, чем корпоративный сегмент. Нет стремительного роста, но в целом крупные компании остаются на плаву.

— Как повлиял кризис на рынок труда в сфере PR?

Рынок труда пострадал очень значительно. Из компаний уволены все пиарщики, без кого компании могут обойтись. Спрос на специалистов уменьшился более чем на 50%. На одно вакантное место — до 10 человек претендентов.

— Ваш прогноз: каким будет количественно и качественно рынок PR в Украине к концу 2009 г.

Руслан Скиба, менеджер по связям с общественностью компании Vanco Prykerchenska Ltd.: «До конца года PR-рынок сократится на 50%-70%. Всем PR-агентствам придется пересмотреть стоимость и качественно-количественное наполнение услуг. За меньшие деньги придется предлагать более широкий спектр услуг. В зависимости от ситуации компании при формировании бюджетов на 2010 будут руководствоваться исключительно только самыми необходимыми проектами. Соответственно, бюджеты будут минимальны».

Сергей Костюков: «Количественно — не знает и не знал никто. Качественно — ужесточится борьба за клиентов и бюджеты „до неприличия“ Возможно, сократится количество агентств, что может быть и не так плохо, т. к. до сегодняшнего дня бытовала ситуация, что любой выпускник специальности „маркетинг“ — уже агентство».

Андрей Ротовский, президент Украинской PR-Лиги: «Находясь внутри системы познать систему нельзя. Таков один из основополагающих принципов системного анализа. Мы еще в кризисе и кризисное сознание в значительной степени определяет наши оценки. Нужно, чтобы прошло время. Кроме того, важно общаться с коллегами из других стран, смотреть на себя со стороны. Тогда появятся более объективные оценки. Кстати, в июне такая возможность будет на 8 Международном фестивале общественных коммуникаций. Гай Ханов, президент холдинга „Паблисити“ (Россия) будет модерировать „круглый стол“ — „Индустрия и рынок PR в контексте кризиса: честные вопросы, непростые ответы“ (подробнее http://www.prschool.kiev.ua/ru/fest ). Но и сейчас можно сказать: кризис поставил перед PR-индустрией и PR-сообществом непростые экзистенциональные вопросы, на которые нужно уже сейчас отвечать честно, чтобы выжить и развиваться далее в кризисное (кто знает, сколько продлится кризис?) и посткризисное время. Кризис научит пиарщиков более основательно с точки зрения финансов обосновывать свою полезность не только для стратегических „журавлей в небе“, но и для тактических выгод инвесторов и заказчиков. Кто не научился и не способен учиться этому — уйдет. Или уже ушел».

Источник: Агентство PR-Service

www.reklamaster.com
(03.06.2009)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии