PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

Выживут самые смелые и правдивые

27 мая в Красном зале Дома Кино в рамках КМФР прошел трехчасовой джем-сешн в стиле кризис от ведущих российских маркетологов Григория Трусова и Игоря Романова. «Кризиса нет» — именно с такой фразы начали свое выступление уважаемые спикеры. По мнению Григория Трусова, кризис уже давно закончился. Критическую точку экономика прошла осенью, а теперь находится в затяжной депрессии. Именно затяжной, ведь по мнению маркетологов, падение имеет все шансы затянуться вплоть до 2011-го года.

Основной причиной кризиса, как ни парадоксально, явилась, по мнению господ Трусова и Романова, «золотая лихорадка», ему предшествовавшая. «Мы жили в расширяющейся Вселенной, — заявляет Игорь Романов. — Бизнес верил в рост, у каждого в голове была своего рода экспонента. Каждый думал, что завтра всего будет больше: в первую очередь, благосостояния. Бизнес жил в кредит, представляя собой огромную финансовую пирамиду, ведь новые cредства привлекались прежде, чем были реализованы конкретные бизнес-проекты».

С наступлением кризиса настроения в экономике поменялись. Государство перестало доверять бизнесу и своим гражданам, потребители перестали верить бизнесу и государству. «Нынешний кризис отличается от того резкого падения, которое произошло в 1998 году, в первую очередь тем, что из кризиса 1998 можно было улететь, — считает Григорий Трусов. — Достаточно было взять билет на международный рейс. Из кризиса 2008—2009 лететь некуда. Сейчас плохо везде».

Бизнес потерял основные цели. Просто зарабатывать деньги было целью в 90-х. В последние 10 лет целью бизнеса было IPO. Собственники были заинтересованы в первую очередь в том, чтобы нарастить бизнес и выгодно его продать. Эта цель оказалась мало осуществимой с наступлением кризиса, а снова зарабатывать уже неинтересно, это пройденный этап. Бизнес охватила апатия, с которой каждый менеджер борется по своему.

Некоторые выбирают стратегию отрицания реальности, заявляя, что кризиса нет. Другие «бегают с пустой тачкой», пытаясь увеличить объемы своей, в сущности, бесполезной активности, и таким образом лишь привлекая новые убытки. Третьи урезают затраты, причем практика показывает, что режут, чаще всего, не то. Четвертые бросают последние деньги в рекламу, надеясь хоть как-то поднять продажи. Многие используют кризис как своего рода «индульгенцию», позволяя себе задерживать зарплаты, не возвращать долги, производить некачественный продукт. Все это — путь в никуда.

По мнению маркетологов, лишь одна стратегия способна спасти бизнес в нынешних условиях. Это стратегия развития, когда с помощью инновационных и радикальных ходов компания прорывается в лидеры. Сейчас — золотое время для того, чтобы нанимать профессионалов. Тех, кого пачками, не задумываюсь, сокращают другие. Через несколько лет, когда о кризисе не останется даже воспоминания, окажется, что расстановка сил на рынке сильно поменялась, и лучшие специалисты работают совсем в других компаниях.

Другим станет и потребительское поведение. Этот процесс начинается уже сейчас, и в дальнейшем лишь наберет обороты. Потребители начали читать этикетки. Они начали задумываться о том, что едят, пьют, чем пользуются в быту. Их уже значительно меньше интересует имидж и «крутизна», и еще меньше им нужно «быть не хуже других», путем обладания тем или иным продуктом. Лучшей маркетинговой стратегией сейчас будет правдивость. Бренд, который начинает строить доверительные отношения с потребителем уже сейчас, несомненно окажется в лидерах в будущем.

www.reklamaster.com
(29.05.2009)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии