link5733 link5734 link5735 link5736 link5737 link5738 link5739 link5740 link5741 link5742 link5743 link5744 link5745 link5746 link5747 link5748 link5749 link5750 link5751 link5752 link5753 link5754 link5755 link5756 link5757 link5758 link5759 link5760 link5761 link5762 link5763 link5764 link5765 link5766 link5767 link5768 link5769 link5770 link5771 link5772 link5773 link5774 link5775 link5776 link5777 link5778 link5779 link5780 link5781 link5782 link5783 link5784 link5785 link5786 link5787 link5788 link5789 link5790 link5791 link5792 link5793 link5794 link5795 link5796 link5797 link5798 link5799 link5800 link5801 link5802 link5803 link5804 link5805 link5806 link5807 link5808 link5809 link5810 link5811 link5812 link5813 link5814 link5815 link5816 link5817 link5818 link5819 link5820 link5821 link5822 link5823 link5824 link5825 link5826 link5827 link5828 link5829 link5830 link5831 link5832 link5833 link5834 link5835 link5836 link5837 link5838 link5839 link5840 link5841 link5842 link5843 link5844 link5845 link5846 link5847 link5848 link5849 link5850 link5851 link5852 link5853 link5854 link5855 link5856 link5857 link5858 link5859 link5860 link5861 link5862 link5863 link5864 link5865 link5866 link5867 link5868 link5869 link5870 link5871 link5872 link5873 link5874 link5875 link5876 link5877 link5878 link5879
PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

Социальные медиа как пятая власть

Социальные медиа или строим Барак 2.0 в Украине

Политологи шутят, что США прошли эволюцию от Хижины дяди Тома до Барака Обамы. Продолжая разговор об использовании социальных медиа в коммуникации, нельзя не обратить внимание на опыт прошлогодних президентских выборов в США. Безусловно, успешный опыт использования социальных медиа, который заставил скептиков немного поутихнуть, и придал вес социальным медиа, как каналу коммуникации в глазах рекламодателей.

Как известно, новизна технологии определяется или достижением наивысших результатов или первенством в использовании чего-либо. В чем именно состояла новизна кампании Обамы? Какие результаты принесло использование социальных медиа?

Традиционные медиа работают в режиме вещания, иными словами — монолога. Аудитории традиционных СМИ доступно два варианта: продолжать смотреть, читать, слушать, или переключиться на другие традиционные СМИ. Конечно же, присутствует вовлечение аудитории в формате писем в редакцию и звонков в студию, но согласитесь, что в большинстве случаев происходит именно переключение. Реакцию аудитории на сообщения традиционных СМИ можно определить социологическими опросами или проследить по приросту (оттоку) аудитории.

Что же изменили социальные медиа?

Они привнесли интерактивность в режиме реального времени, дали возможность создавать собственный контент, чем приблизились к СМИ, и о них заговорили, как о пятой власти. Кроме возможности создания собственного контента, социальные медиа позволили поддерживать гораздо больше связей с друзьями и знакомыми, и находить единомышленников практически в любой области. Согласитесь, это гораздо интереснее, чем читать газету...

Любопытно, что предавая публичности в сети только желаемые события собственной жизни, заметьте желаемые, а не реальные, каждый пользователь получил возможность создать свой «идеальный» образ. А это, согласитесь, намного интереснее, чем слушать радио. Отсюда — высокая включенность в контакт и его большая продолжительность, гораздо больше, чем у традиционных медиа. Еще, каждый пользователь получил свою аудиторию и свою обратную связь, а это уже приближение к четвертой власти. На ТВ такого не увидишь.

Наш счастливый пользователь почувствовал себя гораздо лучше: у него появилась возможность самовыражения, аудитория и обратная связь. А еще, много «друзей», с которыми гораздо легче общаться, чем с большинством зануд в реальной жизни. И для этого не нужны сверх усилия: можно в 140 символах, но непременно несколько раз в день. Правда, писателей появилось гораздо больше, чем читателей... Но пока встречают по количеству френдов/подписчиков — социо-медийная толерантность говорит о том, что нужно не только пописывать, но еще и почитывать, и обязательно комментировать. Комментируй да комментируем будешь. Пресловутая обратная связь.

По мере своего развития социальные сети столкнулись с тем, что как ни странно, пользователь не может генерировать контент для всех сетей, в которых он зарегистрирован. У него еще остаются какие-то дела в офлайне, и он упорно тратит на них свое драгоценное время. Поэтому проблему обновления контента социальные сети решили дублированием. Написал на Twitter или в ЖЖ — прочитал в Facebook, добавил в своем блоге тег linkedin — будь спокоен, там тоже все увидят.

Дальше социальные сети создали сервис «мобильных клиентов» для коммуникаторов: айфонов, столь популярных в США, и не только. Если задуматься, это придало общению в социальных сетях реальности, хотя бы потому, что вы используете один и тот же инструмент и в общении с близкими, и для общения в социальных медиа. Согласитесь, что если сообщений становится много, то в какой-то момент — граница размывается.

И тут появился Барак Обама. И, Вы знаете, ничего не испортил, а наоборот, привнес. В частности — возможность лично поучаствовать в «великом», не только «социо-медийно», но и вполне материально и физически. Крис Хьюз, один из разработчиков Facebook, создал на официальном сайте Обамы еще одну социальную сеть: для координации агитации и предвыборных дебатов. И вы совершенно правы, это, непременно, нужно было дублировать в других социальных сетях, даже в 140 символах, и даже создать специальный «мобильный клиент». Отдельно для столь популярного айфона и отдельно для других коммуникаторов.

Необходимо понимать, что в демократических странах, особенно в США, ПР выполняет функцию обратной связи между избирателем и властью и дает возможность высказаться оппозиции. СМИ в США возведены в ранг четвертой власти и глубоко укоренен миф о том, что избиратели, при помощи СМИ, могут влиять на политические процессы, а еще, чуть ли не каждый может стать президентом. Приверженность одной из политических сил в США является значимой, если не одной из определяющих характеристик американцев. «Представитель среднего класса, голосующий за республиканцев», или, в нашем случае, за «демократов». Для многих участие в выборах, приверженность демократической партии и решение поддерживать ее кандидата — это вполне «желаемое событие» в жизни, о чем можно заявить в социальных сетях. Хотя бы исходя из необходимости обновления контента. Добавьте к этому дублирование обновлений контента в других сетях... И действительно создается ощущение, что участвуют все и везде. «А как же я?» или «как же без меня?»... И дальше по спирали.

Рассмотрим основной символический конструкт предвыборной кампании Обамы: «Changes we believe in». Теперь добавим основной миф: возможность влиять на власть через СМИ — фактически что-то «менять»... добавим к нему разговоры о пятой власти... Получили концепцию. Символ «перемен» очень абстрактен. Он позволяет каждому избирателю вкладывать в это понятие то, что важно именно для него. Сеть MYBO координировала предвыборный процесс, более того, позволяла лично создавать эти «перемены». Зарегистрировавшийся в MYBO, начинал кампанию «собственных перемен», приглашал своих знакомых и мог принять участие в офлайн-агитации, которая происходила непосредственно рядом с ним — на соседней улице или в соседнем квартале. Завораживающее сочетание реального и социально-сетевого.

Последний штрих — это, наверное, деньги, точнее fundraising thermometer. Давайте вспомним, что для американцев важны два понятия: деловые отношения и ориентация на достижение цели — это неотъемлемый элемент американского социума. Способность достигать поставленные цели — это один из критериев оценки социальной успешности индивида. Именно поэтому, зарегистрировавшийся в MYBO ставил себе цель — сумму пожертвований, и получал fundraising thermometer — не что иное, как символический показатель того, насколько он успешно выполняет «свою программу перемен». И личный блог на MYBO позволял тут же заявить о собственной успешности. Про дублирование контента в соц сетях, вы помните.

Вернемся к обратной связи. Очевидно, что анализ блогов и комментариев давал возможность в режиме реального времени отслеживать актуальность тем для определенных категорий избирателей, реакцию на публичные выступления Обамы, измерять скорость распространения слухов, следовательно, как минимум — оперативно планировать информповоды для традиционных СМИ при необходимости их нейтрализации. Наверное, пригодились и прогнозы по поступлению средств, исходя из соотношения заявленных и реально собранных пожертвований.

Будет ли это работать в Украине? Иллюзий относительно наших возможностей влияния на власть у нас нет. О приверженности к определенной политической силе, даже если она и имеется — мы предпочитаем умалчивать. При упоминании о переменах — мы невольно вспоминаем древнюю китайскую мудрость.

Публикуется с сокращениями.

Оксана Матвейчук, специально для

www.reklamaster.com
(08.05.2009)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии