19 октября в Новосибирске прошел четвертый мастер-класс для студентов в рамках IX Открытого Всероссийского конкурса студенческих работ в области развития связей с общественностью "Хрустальный апельсин". На этот раз с ребятами встретился Андрей Соболевский, вице-президент Группы Компаний "Юнитон-Медиа" (г. Новосибирск, Радио Юнитон, Русское Радио, Радио Максимум, радио DFM) — в одном лице и медиаменеджер, и преподаватель со стажем.
Сначала ведущий тренинга вместе с участниками решил разобраться с тем, кто какие радиостанции слушает и как представляет их имидж. Тут-то и началось самое интересное. Когда участники мастер-класса построили свой, сугубо умозрительный, рейтинг радиостанций Новосибирска (единственную особу, знающую реальные рейтинги, вежливо попросили помолчать), выяснилось, насколько представление о популярности станции зависит от ее имиджа. Например, позиции Радио Ретро оказались субъективно заниженными, что и понятно: людям 18-22 лет трудно назвать передовым радио, предназначенное не им самим, а их родителям. А Лав Радио, напротив, стало "мнимым лидером", и тоже из-за имиджа, сложившегося в сознании молодежи — имиджа радио для состоятельных блондиночек за рулем своих розовых машинок, которых (и блондиночек, и машинок), кажется, становится ежедневно все больше, больше, больше…
Андрею Соболевскому пришлось провести небольшой социально-демографический ликбез: какую долю среди всего населения на самом деле составляют богатые девушки за рулем, девушки за рулем, просто люди за рулем, просто девушки… Оказалось, что, по словам некогда удивившегося с партийной трибуны Юрия Андропова, "мы не знаем общества, в котором живем". На самом деле женщины — водители, автовладельцы — меньшинство горожан, радиослушание в машине — в разы уступает домашнему, однако же, не всякий имидж рушится под напором достоверной статистики! Люди, принимающие решения, (маркетологи, рекламисты, бизнесмены, чиновники, политики и т.д. и т.п.) судят о радиостанциях умозрительно и субъективно. В качестве примера была приведена некая банковская маркетологиня, которая в ответ на вопрос о размещении рекламы на низкорейтинговой радиостанции (вдобавок, закрываемой), на голубом глазу ответила: "А мне там музыка нравится!". Смеяться, право, не грешно, но роль имиджа радиостанции на стезе борьбы за коммерческий успех этот пример подчеркивал двойной жирной чертой. Равно как и обратный пример: массовое, очень популярное (не только "в народе", но и среди его образованной и обеспеченной части) Радио Шансон у ЛПР вызывает отторжение из-за устоявшегося имиджа пролетарской, если не люмпенской станции "водителей маршруток".
Ведущий мастер-класса приводил примеры мероприятий, направленных на формирование той или иной репутации радиостанций: День Города от Радио Юнитон, знаменитая "Серебряная Калоша" от Серебряного Дождя, не вполне эффективное с точки зрения PR водружение памятника первому светофору Новосибирска от одной из местных радиостанций… А в конце участникам тренинга пришлось самим стать конструкторами репутаций. Им было предложено два виртуальных формата: молодежное "Radio Jet" и музыкально-информационное радио "Городская Волна" для зрелого возраста. Две конкурирующие команды должны были за считанные минуты предложить идеи по благоприятному имиджу этих станций и мероприятий по формированию такового. Задача оказалась более трудной, чем казалась при постановке… По крайней мере, участники семинара расходились не просто затемно, а умолив сонную вахтершу открыть двери учебного заведения, гостеприимно предоставившего аудиторию. А в портфеле Андрея Соболевского благоухал апельсин — не хрустальный, а настоящий, зато очень полезный поздней осенью. Именно таков традиционный сувенир проекта каждому, кто находит время на его поддержку своими знаниями и опытом.
Источник: www.raso.ru