PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

АКОС: объем рынка PR вернется на уровень двухлетней давности

Совокупный объем российского рынка PR в 2008 году составил $2.5 миллиарда. В этом году он уменьшится почти на треть. АКОС впервые оценила расходы компаний на PR на территории России.

Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) объявляет официальные финансовые данные по индустрии PR в России с 2007 по 2009 год.

В 2007—2008 годах российский PR рынок очень активно развивался. Рост составил $750 миллионов (c $1.75 миллиарда в 2007 году). Однако, по прогнозам АКОС в 2009 году объем рынка снизится на 28% и составит $1.8 миллиарда. В 2009 году PR бюджеты компаний автомобильного и строительного секторов сократятся на 80%. В меньшей степени — на 15—20% — в категории FMCG и в проектах государственных предприятий. Более оптимистичен прогноз в отношении бюджетов фармацевтического и IT секторов, которые или сократятся незначительно, или останутся на уровне 2008 года.

«Российский рынок PR в 2008 году достиг показателя в $2.5 миллиарда — это на 43% больше, чем в 2007 году. Рост мог бы быть еще более заметным, если бы не влияние экономического кризиса. — говорит Елена Фадеева, Председатель АКОС, Генеральный директор Fleishman-Hillard Vanguard. — Мы ожидаем в 2009 году падения объема рынка до уровня 2007 года. Однако некоторые направления отрасли (виды PR**) активно востребованы и в нынешней ситуации, например, 2009 год показывает рост маркетингового PR в секторе B2C, корпоративных и антикризисных коммуникаций. Вместе с тем сократится спрос на маркетинговый PR в секторе В2В».

В прошлом году доля затрат на PR в среднем составляла менее 10% общих затрат компаний на продвижение. При этом в отдельных секторах, в первую очередь, непроизводственных (финансы и кредит, услуги для бизнеса), а также IT и телекоммуникациях, она составляла 20—30%.

Доля аутсорсинга (использования PR агентств) оставалась достаточно устойчивой в течение 2007—2008 годов и сохранится на прежнем уровне в 2009 году. Средняя доля бюджета на аутсорсинг в крупных компаниях составляла 40—41% в 2007 году, 37—38% в 2008 году и по прогнозу останется на прежнем уровне в 2009 году. В компаниях из разных отраслей этот показатель существенно различается — от 5 до 20% PR бюджета. Высокая доля аутсорсинга (80—90%) наблюдается лишь в крупных западных корпорациях, работающих в России.

Прирост рынка PR услуг в России в 2008 году по сравнению с 2007 годом составил 25% ($800 миллионов в 2007 году) и достиг $1 миллиарда. Согласно докладу Международной ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (ICCO), в 2007 году Россия заняла третье место по темпам роста, уступая лишь Турции и Индии. При этом в 2007 году объем крупнейшего мирового рынка PR услуг — рынка США — составил $4 миллиарда. В 2009 году по предварительным прогнозам российские показатели объема рынка PR услуг упадут до цифры в $700 миллионов.

Большинство PR агентств предоставляет широкий спектр услуг своим заказчикам. Уникальными, редко представленными услугами являются: коммуникации в области здравоохранения, коммуникации с инвесторами, PR сопровождение арбитражных споров, судебных процессов, корпоративной социальной ответственности, PR поддержка спортивно-массовых мероприятий и PR сопровождение выставочной деятельности. Объем агентских гонораров/вознаграждений за 2008 год оценен в диапазоне от $200 до $500 миллионов. Доля «неинституционализированных» консультантов составит $30 — 80 миллионов.

В 2009 году компании планируют использовать следующие виды PR: PR сопровождение маркетинга B2C (61%), корпоративные коммуникации (60%), внутренние коммуникации (57%), кризисные и финансовые коммуникации (50%), PR сопровождение маркетинга B2B (43%) и внешние связи (36%).

Рынок PR гораздо меньше рекламного. Так, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2008 году рекламщики заработали 267 миллиардов рублей, а в 2007 году — 228,5 миллиардов. Это соответствует 8 и 6,2 миллиарда долларов США по курсу 2009 года.

Входящие в АКОС компании контролируют свыше половины рынка российского PR. Для вычисления объемов рынка использовался опрос 26 членов ассоциации и 80 компаний-клиентов.

Оценка рынка PR основана на сочетании результатов исследования рынка PR в России, проведенного в ноябре 2008 — марте 2009 годов исследовательским отделом агентства «НИККОЛО М» по заказу Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью и оценок экспертов АКОС. Это первое исследование объема рынка PR в России.

pr-files.ru
(17.04.2009)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии