PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

Беларусь, открой личико!

Созданная в срочном порядке межведомственная рабочая группа, которая должна в кратчайшие сроки разработать план действий по развитию странового маркетинга и привлечению в Беларусь иностранных инвесторов, сегодня собралась на первое заседание. Впрочем, маленькая сенсация случилось еще до начала работы группы: оказалось, что в нее включены сразу несколько независимых экспертов, в том числе активных критиков нынешней политической и экономической системы. Скептики уже заявили, что группа создана «для галочки» и станет очередной пиар-кампанией белорусской власти. Прошедшее сегодня первое заседание группы должно было расставить точки над «i».

Ранее правительство решалось на самые отчаянные меры, которые должны были улучшить имидж страны и увеличить приток иностранных инвестиций в Беларусь. Среди них были и приглашение в Беларусь британского имиджмейкера лорда Белла, и угрозы премьер-министра лишить чиновников отпусков за невыполнение плана по привлечению инвестиций, и установление персональной ответственности должностных лиц за невыполнение инвестиционных программ.

Но ни это, ни многочисленные публичные разносы, которых удостаивались министерства за плохую работу с инвесторами, похоже, не принесли ожидаемых результатов. Теперь задача по выработке плана действий по взаимодействию со стратегическими иностранными инвесторами и их информированию об инвестиционных возможностях страны возложена на созданную по распоряжению премьер-министра рабочую группу.

Скептики уже выразили сомнение в том, что ее работа окажется эффективной. Во-первых, проект плана действий по продвижению Беларуси должен появиться уже до 1 февраля 2009 года. То есть фактически на решение вопросов, над которыми правительство билось годы, экспертам дано меньше месяца. Во-вторых, сферы деятельности и экономические воззрения участников группы настолько разнятся (наряду с госчиновниками в состав группы вошли экономист Ярослав Романчук и директор лаборатории «Новак» Андрей Вардомацкий), что трудно себе представить, что эксперты могут выработать компромиссный вариант плана.

«Не совсем понятно, чем данная комиссия будет заниматься. Из ее названия следует, что экспертам предложат заняться сменой стиля, а не сущности. Что значит маркетинг страны во взаимодействии с иностранными инвесторами — баня, водка, гармонь и лосось? Ведь те смотрят на совершенно реальные вещи — законодательство, правоприменение, экономическое положение страны»,- заявил на сайте «Наше мнение» директор Белорусского института стратегических исследований Виталий Силицкий.

По его словам, «создавать красивую картинку без реального изменения политики и трудно, и бесполезно», а независимым экспертам «предложили принять участие в оправдании политики, с которой они категорически не согласны».

С другой стороны, пусть даже показательное включение в состав группы независимых экспертов — маленькая сенсация. Во всяком случае, раньше в кабинеты, где принимаются государственные решения, их впускали крайне редко. Первое заседание группы, прошедшее сегодня, должно было расставить точки над «i». За комментарием «БДГ» обратилась к члену рабочей группы, директору по развитию коммуникационного агентства «АРС Коммюникейшнз» Роману Костицыну.

- Роман, по итогам первого заседания какими вы видите основные направления работы по налаживанию диалога с инвесторами и формированию экономического имиджа Беларуси за рубежом?

- Я считаю, что одним из ключевых направлений работы должно стать именно технологичное информирование инвесторов. Сегодня в Беларуси отсутствуют информационные каналы, где встречались и циркулировали бы различные мнения о реализации конкретных инвестиционных проектов. Сейчас происходит примерно так: есть мнение инвестора, есть мнение отраслевого министерства или ведомства. Но каждое само по себе они герметичны и вместе им сойтись часто негде.

Поэтому необходимо наладить каналы информирования инвесторов, создать дополнительные условия информационной открытости власти, открыть современные коммуникационные площадки в Интернете, создать условия для развития деловых СМИ.

Если сейчас оценивать информационную открытость власти бизнесу, я не дал бы ей больше шести баллов по 10-балльной шкале. Правда, еще три года назад я не дал бы больше двух. Но столь низкая оценка связана не столько с нежеланием власти сотрудничать с инвесторами, сколько с отсутствием технологии выстраивания информационных потоков и управления ими.

Вот даже одно из последних изменений — снижение ставок налогов по упрощенной системе налогообложения. Кто за рубежом знает что-то об этом простом явлении? Понимают ли там, какой смысл вкладывает в эту меру государство?

Инвестору должно быть понятно, что мы за страна и как у нас можно делать бизнес. Иными словами, у Беларуси в глазах иностранного инвестора должно появиться лицо. Не в том смысле, что Беларусь — синеокая, а в смысле самых конкретных понятий. Начиная с того, какая у нас национальная валюта, и заканчивая последовательностью действий, которые должен выполнить инвестор, чтобы реализовать здесь проект. Вплоть до того, куда обратиться по конкретному вопросу, по какому телефону позвонить.

Я предлагаю на первом этапе задать определенные параметры имиджа, которые мы хотели бы отразить в этом «портрете». А затем по каждому из этих параметров прописать последовательность действий по выходу на них.

- Но вам не кажется, что только изменить имидж недостаточно? Что смена формы без изменения содержания ничего не даст?

- Агентства и компании, которые работают над повышением имиджа страны за рубежом, есть в любом развитом государстве. Сегодня мы сталкиваемся с конкретной проблемой — инвестиции в Беларусь не приходят или приходят не в том объеме, в каком нам хотелось бы. Обмен мнениями в рамках рабочей группы позволит выявить причины этого и внести предложения по корректировке маркетинговой стратегии Беларуси. Но я бы не преувеличивал миссию нашей группы. Ее задача состоит в том, чтобы разработать план. Воплощать его в жизнь предстоит другим структурам, как государственным, так, я думаю, и частным.

- Вам не кажется, что независимые эксперты были включены в состав группы что называется «для галочки»?

- Почему-то по атмосфере первой встречи мне так не показалось. Но даже если предположить, что это было сделано с целью определенного пиара, то это эффективная мера. В любом случае это определенный и позитивный знак.

Источник: www.bdg.by

 

(12.01.2009)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии