В Петербурге уже некоторое время действует странный (на взгляд нормальных людей) проект — стояние в очереди. Суть в том, что некие люди изъявляют готовность постоять за вас в любой очереди (в Пенсионный фонд или в ГИБДД) — и говорят, что это не будет стоить вам ни копейки. Корреспондент «Города 812» не поверил, что во всем этом нет подводных камней, и решил проверить все на себе.
Для начала выяснилось, что стоянием в очередях занимается некое общественное некоммерческое движение. Им можно позвонить или оставить заявку на сайте — в какой очереди хотите, чтобы они за вас постояли. Можно еще записаться в число «постояльцев» — т.е. тех, кто в очереди, собственно говоря, и стоит, за это обещали платить по 1000 рублей в день.
Итак, для начала, естественно, пытаюсь заработать тысячу — но меня не берут. Штат участников укомплектован полностью, мне предложили позвонить через месяц. Тогда оставляю заявку на сайте — желаю, пишу я, чтобы за меня постояли в очереди в финское консульство. Скоро мне перезванивает агент и говорит, что постоять за меня могут через три дня.
В 8 утра в понедельник мне позвонил мужской голос (приятный) и сообщил: очередь в консульство занята в 6 часов, сейчас он стоит в ней десятым, но с учетом тех, кто занял и ушел, будет, наверно, тридцатым. В любом случае есть смысл подъезжать уже в 9.00, когда учреждение откроется. Я приехала в 9.20, молодой человек в шапке ждал на ступеньках.
- А я уже пять человек пропустил, так что вы прямо сейчас заходите, — сказал он. Я даже не успела поблагодарить, как он исчез. Никаких денег с меня никто взять не пытался. Через полчаса я благополучно сдала документы на визу.
Убедившись, что «очередной» проект реально работает, я стала выяснять, за счет чего же он существует. Выяснилось, что в нем постоянно работают 16 человек, но еще есть помощники. По максимуму участники проекта могут оказать помощь 50 человекам в день. Но обычно исполняется только 50 заявок в неделю.
- Длина очередей зависит от сезона, — говорит руководитель проекта Георгий Рябошлык. — Летом затишье, если не считать очередей в приемную комиссию. Чтобы подать документы на прием в СПбГУ, абитуриенты выстаивают по 2 — 3 часа. Осенью — большие очереди в консульства, в финское, например, — на 2 квартала.
В основном в организации задействованы студенты, поэтому утром в очередях стоять некому. За услугу стояния денег не берут, и очередь занимают строго на одного человека. Во избежание скандалов. Поэтому в одно утро на один объект могут прийти сразу три человека из проекта.
Если на какое-то утро приходится более 20 заявок, организаторы начинают выбирать. В первую очередь оставляют те заявки, где заказчиками выступают пожилые люди или мамы с детьми.
Автор идеи Георгий Рябошлык рассказал, что самые популярные у «очередников» места — это ГБР, поликлиники, ГИБДД и собесы. Стоять в МРЭО пока не приходилось, и это сложно, потому что в очереди стоит не человек, а машина. Самые тяжелые очереди в Пенсионном фонде Приморского района (военные пенсионеры высиживают по 3 — 4 суток), в ГБР города Пушкина, в собесе Адмиралтейского района, в ГИБДД Центрального района и в главном ГИБДД — на шоссе Революции. Обычно тех, кто стоит в очереди, делят по территориальному признаку или профессионально — одни специализируются на собесах, другие — на всем, что связано с автомобилями. Машина для участника проекта вообще желательна, потому что в некоторые места занимать очередь надо в 6 утра, а метро еще не ходит.
Если по приезде в очередь заказчик выясняет, что недобрал какую-нибудь справку (чаще всего такое бывает в собесе и миграционной службе), «постоялец» продолжает свое дежурство, пока заказчик не съездит за документом. Очередь он будет перепускать, но тщательно контролировать.
По задумке организаторов проекта финансировать стояние в очередях должны спонсоры. По словам Рябошлыка, как только проект получит широкую известность, от компаний, желающих проспонсировать мероприятие, не будет отбоя. Он уже все продумал: очереди в консульства будут финансировать турфирмы, в ГИБДД — страховщики и автосалоны, помощь стояльцам в ГБР могут оказать риэлтерские агентства.
- Но на те очереди, которых можно официальным путем избежать за деньги, мы не подписываемся, — говорит Георгий Рябошлык. — На первом этапе нам звонили разные люди и просили постоять сразу за несколько человек, скажем, в паспортном столе. Мы сразу поняли, что кто-то получил деньги за быстрое оформление паспорта, а теперь пытается с нашей помощью сэкономить.
- Вы считаете, что очереди в России никогда не исчезнут?
- Недавно у нас был очень тяжелый день: 30 сентября собирали заявки от пенсионеров: кто отказывается от льгот, а кто нет. Когда в аптеки привозят льготные лекарства, тоже появляются очереди. Будь эта система хоть худо-бедно упорядочена, очередей бы не было. В очередь можно записывать по электронной почте, по телефону. Мы уже разработали такую систему и очень хотим ее внедрить: ищем подходы к чиновникам. Вообще наши сотрудники работают уже не ногами, а головой: они знают, в какой день в какое окошко самый маленький хвост, в какое время приходить и к какому сотруднику лучше всего попасть, чтоб получилось быстро. Они эксперты по очередям.
Кому это выгодно?
Зачем спонсорам вкладывать деньги в стояние в очереди? По словам авторов проекта v-ocheredi, их действия — это пример бенефакторной рекламы. В переводе с латыни — означает «благодетельная». Это означает, что такая реклама базируется на чувстве искренней благодарности.
«Бенефакторная реклама приходит на смену имиджевой, — утверждает Рябошлык. — Задача и той и другой решать проблему создания устойчивого положительного мнения потребителей о товарах и о компании в целом. Но если имиджевая реклама делает акцент на грамотной манипуляции общественным мнением, то бенефакторная реклама смещает этот акцент в область реальной помощи потребителю. Помощь может быть разная: забота о здоровье или экономия времени. Если наша идея провалится, и проект не возымеет действия, то через год мы его свернем. Во всяком случае, переходить на систему «сначала помогаем бесплатно, а как раскрутимся — за деньги» — не собираемся. Наш проект будет бесплатный, либо его не будет вообще».
Руководители опрошенных нами PR-агентств, комментируя проект «В очереди», удивляются тому, что имя доброго спонсора пока нигде не звучит.
А с точки зрения опрошенных «Городом 812» бизнесменов, проще изготовить скамейки для парка, на которых аршинными буквами написано, на чьи деньги они поставлены.
- Такая реклама, как бесплатное стояние, в очереди выглядит надуманной и фантастичной, — заявила доцент факультета психологии СПбГУ Наталья Свешникова. — Картины «Ленин в Сокольниках на елке», «Ходоки у Ленина» и т.п. — имели цель: донести, как хорош наш лидер через его поступки. Зато сейчас, когда выходит телесюжет, посвященный визиту в детский дом артиста или кандидата в депутаты, у зрителей одинаковая реакция: ой, как это показушно, до чего ж это надуманно. Короче: «не верю».
Источник: www.fontanka.ru