PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

2×2: маленький мёртвый канал

Культовый американский мультсериал для взрослых South Park в России хотят запретить. Вместе с 11 другими мультфильмами, которые идут на дециметровом канале «2×2». Эксперты Генпрокуратуры установили, что их содержание не соответствует требованиям законодательства «о защите нравственного и психического развития детей и об охране их здоровья». Одновременно представители Басманной межрайонной прокуратуры разглядели в «Южном парке» еще и признаки экстремизма.

Сейчас дело передано в Россвязькомнадзор: если и там сочтут, что мультсериалы вредят детям, то телеканалу «2×2» грозит предупреждение и предписание убрать неугодные картины из эфира. Решение ведомство выдаст к 24 сентября, аккурат к тому дню, когда сам же Россвязькомнадзор будет решать судьбу канала: в этот день пятилетнюю лицензию на вещание холдинга «Проф-Медиа», хозяина «2×2», должны продлить. Или не продлить и закрыть канал вовсе.

Нынешние проблемы у «2×2» не первые. В марте телеканалу уже выносили предупреждение о недопустимости трансляции мультфильмов, содержащих пропаганду жестокости и насилия. Тогда из эфира исчезли мультфильмы «Маленькие лесные друзья» про зверушек, которые в конце каждой серии непременно погибают, и «Приключения Большого Джеффа» — про заядлого алкоголика, раскатывающего по городу на роликах — абсолютно голым, но в ковбойской шляпе. В случае же повторного нарушения либо прокуратура, либо Россвязькомнадзор вправе добиться закрытия телеканала, объясняет директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер: «С точки зрения буквы закона тут все правильно. А вот с точки зрения духа и смысла закона — полное издевательство». В том смысле, что South Park — художественная сатира, и наказывать за нее как-то странно.

Сейчас, кроме мистера Говняшки и Кенни (того самого, про которого в конце каждой серии говорят: «Они убили Кенни») из городка South Park, в немилость у прокуратуры впали всем известные Симпсоны и Гриффины, Бивис и Батхед, Ленор из «Мертвой девочки» и Злобный мальчик из одноименного сериала. Мультики действительно на грани фола — с черным юмором, непристойными шуточками и нецензурными ругательствами. И все они — классика жанра так называемой культуры кидалтов, выросших детей (от англ. kid — ребенок, и adult — взрослый), вписавшейся в мейнстрим в Штатах конца 1990-х и дошедшей к нам пару лет назад.

«Это такой жанр — взрослые мульты, — объясняет журналист Леонид Парфенов, озвучивший для „2×2“ всех 17 персонажей сериала Monkey Dust („38 обезьян“). — И „Южный парк“, и „Манки Даст“ шли во многих странах, куда более пуританских, чем Россия. Да, это жестко, но таковы законы жанра. Есть взрослая продукция: например, спички-детям-не-игрушка, табак или алкоголь. Так и эта анимация, с точки зрения ремесла выполненная изумительно».

«2×2» действительно видит себя анимационным каналом для взрослых. По словам программного директора Льва Макарова, они даже запускали ролики, призывающие оградить детей от их эфира. Кроме того, все «спорные» передачи — в том числе и опальные сериалы — идут только после 23.00, то есть когда по закону можно крутить не только рекламу пива, но и эротику. «Это же авангардное искусство, которое нельзя воспринимать буквально, — переживает Макаров. — Сатира и жесткая пародия на современный мир».

Но все это показалось неубедительным Константину Бендасу, управляющему делами Российского объединенного Союза христиан веры евангельской («пятидесятников»), члену экспертного совета комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций и отцу троих детей. Забота о школьниках, а также о чувствах верующих «вынудила» его написать заявление в прокуратуру с просьбой отозвать лицензию у «2×2» — «телерупора сатанизма и вселенской мерзости». «Мне предоставляют антенну, и я не должен прикладывать усилия для того, чтобы отключить какие-то телеканалы, — говорит Бендас. — Это те, кто хочет смотреть такие каналы, должен приложить усилия, чтобы их подключить. Государство должно помочь мне уберечь моих детей. И я уверен, что в этой борьбе выйду победителем».

Мысль Бендаса понятна: сделайте этот канал кабельным, и пусть те, кто хочет его смотреть, платит деньги. В США и Европе такие мультфильмы действительно идут, как правило, в эфире частных платных телесетей. Но, по словам телеобозревателя Анны Качкаевой, завкафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ, сравнивать устройство телевидения в России и, скажем, в США «возможно, но не корректно». «В США в принципе очень много кабеля, и только четыре „общих“ канала — объясняет она. — У нас же 18 каналов в открытом доступе. Возможно, некоторые из них и должны быть кабельными, но тогда это должно касаться не только телеканала „2×2“, а еще как минимум десятка». По словам Качкаевой, многое из того, что мы видим в общедоступном эфире, на Западе показывают только по кабелю — например, сериалы «Клан Сопрано» или «Секс в большом городе». В России кабельное ТВ пока распространено плохо, в США же это просто привычная услуга, которой пользуется подавляющее число американцев.

В некоторых европейских странах отдельные серии «Южного парка» не показывали в принципе, уточняет Качкаева, из моральных соображений. Но это всегда проблема саморегулирования и отношений с аудиторией, а не прокуратуры. По словам Бендаса, в отечественную прокуратурукроме «пятидесятников» подали заявления представители православных организаций, старообрядческой церкви и Координационного центра мусульман Северного Кавказа (правда, на Северном Кавказе «2×2» не вещает). Под ними подписались около 2000 человек, «в том числе и раввин».

По словам пресс-секретаря телеканала Марии Телешевой, уже сейчас понятно, что дела обстоят очень серьезно. На просьбу о продлении лицензии на вещание в Россвязькомнадзоре объявили, что сначала им нужно рассмотреть жалобу на канал от некоего благотворительного фонда «Семья» — с теми же, что у «пятидесятников», претензиями (при продлении лицензии учитывается мнение зрителей). На следующий день президент фонда «Семья» Михаил Пименов заявил, что никогда не смотрел «2×2» и никаких заявлений никуда не писал.

Главной причиной нападок на «2×2» сами сотрудники считают желание отобрать частоту, на которой вещает телеканал. Медиаэксперты говорят, что частота может привлечь Национальную медиагруппу, которая недавно купила «5-й канал» и «РЕН ТВ» и уже выражала заинтересованность в раскрученной «кнопке». Телеобозреватель Качкаева тоже не исключает возможность рейдерства. «Может быть, за этим стоит и Национальная медиагруппа, а может, и другие игроки, — говорит она. — Если телеканал закроют, то мы узнаем, кто был тем разбойником, который так яростно боролся за морально-нравственный климат в обществе». Интерес к кнопке, на которой вещает «2×2», ей представляется вполне естественным: речь идет о дефицитной частоте с точки зрения охвата аудитории в Питере и в Москве, а все остальные уже оккупировали под серьезные проекты крупные игроки. Слабость позиций «2×2» в том, что, даже будучи успешным проектом, он странно смотрится на фоне уже сложившегося рынка дециметровых каналов и связанных с ними финансовых интересов.

Позволяющие судить о коммерческом успехе рекламные сборы телеканалов — закрытая информация, но, по данным TNS Gallup Media, «2×2» уже обогнал по популярности Муз-ТВ и MTV. В рунете сейчас проходит голосование Russian Entertainment Awards — премии в области индустрии развлечений, организованной при поддержке МИДа, Минкульта, Минсвязи и нескольких столичных ведомств. В номинации «телеканал года» уверенно лидирует «2×2» — на момент сдачи номера Newsweek в печать он собрал 90% голосов. «Около 80% нашей аудитории — это мужчины от 14 до 34, люди, которые, по всем социсследованиям, в принципе не смотрят телевизор», — хвалится Лев Макаров.

Так что поклонников у Симпсонов и Гриффинов действительно много. После известий о претензиях прокуратуры в «Живом Журнале» начался сбор подписей в поддержку канала — за первый же день в защиту «2×2» высказались более 1000 человек. Зрители даже вышли на пикеты — в Новопушкинском сквере в Москве и в саду им. Чернышевского в Санкт-Петербурге собрались по 200-250 любителей «Южного парка».

Пиар-менеджер интернет-компании TVX-Media Андрей Бородай и его жена подошли к столичному месту сбора одними из первых. Андрей говорит, что «2×2» отличается от всех российских каналов тем, что «не несет никакой идеологическо-пропагандистской нагрузки и не содержит откровенной чуши, вроде „у Петра I было четыре глаза или Диван-убийца и вся правда о Николае Баскове!“„.“Можно посмотреть Euronews или идеологически унавоженные новости российских телеканалов, например, с новостями о проблемах незаконных мигрантов в США, — рассуждает Андрей, — а можно добавить к ним совершенно замечательный коммент из „Симпсонов“: „Смотри, Барт, это — иммигранты. Они много работают и учатся, чтобы стать тупыми и ленивыми американцами!“».

«Кенни жил. Кенни жив. Кенни будет жить», «Наш мир погубят не захватчики с Марса, не адронный коллайдер, не избыток радиации, а грязные инсинуации» и «Сегодня они пришли за Кенни, завтра они придут за тобой» — теперь главные лозунги «движения двух двоек».

Их противники отвечают своим креативом. На следующий день после пикетов на сайте прокремлевской молодежной политической организации «Молодая гвардия» появился призыв к поклонникам «Южного парка» сменить свои портреты в ЖЖ на черные квадраты с надписью «Я — Говняшка!».

Источник: www.raso.ru

(23.09.2008)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии