Наличие степени MBA сегодня довольно часто встречается в России в числе требований к кандидатам на позиции топ-менеджеров. Однако отношение к данным программам остается неоднозначным. Главный вопрос, который волнует каждого, кто желает получить заветную степень: окупятся ли в дальнейшем вложенные в образование немалые денежные средства?
Существует мнение, что MBA в реалиях современного российского бизнеса не приносит ощутимой пользы, что российские школы просто выманивают деньги, а на карьерном росте «сертифицированных» специалистов это никак не отражается. Актуальная тема профессионального образования для управленцев обсуждалась на круглом столе «MBA в России. Трата денег или эффективное вложение?», который состоялся 12 сентября в рамках международной конференции The Baltic PR Weekend. Мероприятие проходило при поддержке Стокгольмской школы экономики.
Модератором дискуссии выступила Мария Чернобровкина, исполнительный директор Санкт-Петербургского представительства Американской торговой палаты в России. В круглом столе принимали участие Андрей Волков, ректор Московской школы управления СКОЛКОВО; Мария Гагарина, исполнительный директор благотворительного фонда развития человеческого потенциала «Гагаринский фонд»; Игорь Дюков, профессор Стокгольмской школы экономики; Людмила Мургулец, старший советник Стокгольмской школы экономики, председатель исполнительного комитета Санкт-Петербургской ассоциации международного бизнеса (SPIBA); Алексей Попов, директор программы Executive MBA Стокгольмской школы экономики; Людмила Удовиченко, к.э.н., доцент кафедры финансов и учета, заместитель декана по программам для руководителей Высшей школы менеджмента СПбГУ, и Ольга Чеботкова, партнер, руководитель Санкт-Петербургского офиса TRANSEARCH International. Андрей Волков подчеркнул, что вопрос о реальной пользе MBA — риторический. Можно легко принять обе позиции. С одной стороны, MBA бессмысленно, так как уже устаревает, с другой стороны — необходимо, так как специалист осваивает азы маркетинга, бизнеса, отрабатывает навыки коммуникации. С одной стороны, это, действительно, хорошая инвестиция в человека, с другой — фиксированный набор знаний и умений в рыночной упаковке. Идеальная модель MBA-образования, по словам Андрея Волкова, должна включать организованное особым образом клубное пространство, в котором ведется коммуникация, хорошую тренировочную базу для отрабатывания практических навыков и networking — возможности общения в реальном времени с лицами, принимающими государственные и бизнес-решения на высшем уровне.
О том, готово ли российское бизнес-сообщество к дальнейшему росту и к изменениям в системе МВА, рассказала Мария Гагарина. Вложения в MBA имеют стратегический характер, перспективы данного образования — в развитии управленцев-стратегов. На сегодняшний день российские компании рассматривают бизнес как войну, окружение воспринимается с опасением. У западных компаний, напротив, преобладает осознание необходимости партнерства, европейские модели управления учат именно этому. «Совместные MBA-программы, с участием иностранных бизнес-школ, нацелены на сотрудничество. Российские программы, нацеленные на соперничество, дают неплохое представление о практике ведения бизнеса, но слабы с точки зрения стратегии и этики. На данном этапе развития российские ценности могут не соответствовать окружающим реалиям. И когда-то эти ценности придется менять, — комментирует Мария Гагарина. — Совместные программы МВА способствуют интеграции российского и западного менеджмента. МВА — это один из шагов к окончанию войны», — заключает спикер.
Игорь Дюков рассуждал на тему ожиданий поступающих от процесса обучения и после прохождения MBA-программы. Подавляющее большинство управленцев (40-50%) после получения MBA хотят работать в сфере маркетинга, 24% связывают свою деятельность с финансовой средой. Некоторые утверждают, что им не важна специализация — они хотят освоить общие основы менеджмента. Главное ожидание поступающих от программы — получение знаний и новых контактов, карьерный рост — на втором месте. «Люди сознательно вкладывают деньги в себя», — резюмировал Игорь Дюков.
Людмила Мургулец рассмотрела преимущества диплома MBA. Соискатели говорят, что приходят за MBA для того, чтобы приобрести новые знания и систематизировать имеющиеся знания и опыт, чтобы обеспечить себе карьерный рост, чтобы получить в России западный диплом... За всем этим стоит, как правило, либо страх оказаться неконкурентноспособным, либо жажда нового, потребность в изменениях. В процессе обучения слушатели приобретают способность самостоятельно учиться, быстро находить нужную информацию, развивают уверенность в себе и лидерские качества. Участники тренируют стратегическое мышление, получая возможность экспериментировать и тестировать различные решения без затрат, приобретают многие другие навыки и качества. А в долгосрочной перспективе они получают широкий круг контактов, которые помогут в различных ситуациях. Учиться на MBA чаще всего приходят наемные менеджеры, а не предприниматели, отмечает спикер, так как последним нужны более короткие и полностью практические программы. «Учить предпринимательству должны предприниматели, удрученные опытом», — подчеркнула Людмила Мургулец.
В борьбе за студентов бизнес-школам приходится прикладывать немало усилий, чтобы получить статус престижного заведения. Об отношении менеджеров к MBA до и после обучения рассуждал Алексей Попов. На выходе из школ многие выпускники говорят, что научились большему друг у друга, чем у преподавателей. Престиж самой школы влияет на престиж ее учеников, поэтому бизнес-школе важно учитывать все факторы, чтобы достичь статуса достойного учебного заведения: важно попадать в рейтинги, повышать известность в локальной и международной бизнес-среде, принимать участие в государственной жизни, приглашать уважаемых зарубежных преподавателей, и др.
Разговор о престиже и международном статусе бизнес-школ продолжила Людмила Удовиченко. О современных школах распространяется много ложной информации, ни один рейтинг нельзя считать совершенным. Международные рейтинги более объективны, но чтобы туда попасть, школа должна получить международную аккредитацию — для этого как минимум половина преподавателей и студентов должны быть иностранцами, отметила госпожа Удовиченко. Международная аккредитация для бизнес-школы — путь к ведущим зарубежным альянсам.
Ольга Чеботкова рассмотрела плюсы и минусы MBA с позиции работодателя. По ее словам, сейчас спрос на выпускников MBA упал, лишь 10% работодателей по-прежнему хотят видеть среди своих сотрудников выпускников с таким дипломом. Это объясняется тем, что человек, получивший степень, оказывается неспособным найти общий язык с остальным коллективом, ценить прежние достижения команды. В то же время работодатели подчеркивают неоспоримые преимущества людей, прошедших MBA-программу: системный подход к работе, личный энтузиазм и управленческий профессионализм. «Лично я считаю диплом MBA плюсом. Полученные знания структурированы, бизнес воспринимается как игра, обмен опытом. Ты садишься за парту, сменяешь роль, ощущаешь себя по-другому, получаешь заряд для новой деятельности», — поделилась личными впечатлениями Ольга Чеботкова.
Вывод участников дискуссии закономерен: диплом MBA — это эффективное вложение средств в самого себя, если бизнес-школа выбрана правильно и если студент впоследствии сумеет применить полученные знания на практике.
Источник: www.raso.ru