PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

В Новосибирске мало PR-специалистов, но есть PR-специалистки

Ко дню PR-специалиста, который традиционно отмечается 28 июля, было проведено исследование. Цель работы — узнать, с какой динамикой развивается это профессиональное направление. Результаты получены на основе анализа базы данных вакансий и резюме сайта novosibirsk.hh.ru за первое полугодие 2007-го и 2008 годов.

Несмотря на то, что профессиональная область «Маркетинг/Реклама/PR» уступает по объему предложений титанам рынка труда — сферам продаж, финансов и IT, — действительно квалифицированные специалисты этой области являются одними из самых востребованных объектов охоты работодателей. Тем не менее с прошлого года ситуация для работодателя немного улучшилась, теперь ему есть из кого выбирать. Если в 2007 году на одну вакансию PR-специалиста приходилось два-три кандидата, то сейчас их количество близко к пяти.

Однако рост числа соискателей не стал пропорционален качеству специалистов. PR-менеджер — одна из наиболее мобильных специальностей. К сожалению, процент релокации в этом профессиональном направлении очень высок, и большинство региональных персонажей, едва набравшись опыта в родном городе, перемещается в европейскую часть России. В связи с невысокой квалификацией (а многие соискатели либо имеют небольшой опыт, либо только-только стали обладателями дипломов) наблюдается отрицательная динамика в оплате труда. По результатам исследования базы данных, средняя предлагаемая заработная плата в I полугодии 2008 года по сравнению с 2007-м не увеличилась, а даже немного уменьшилась. Правда, и зарплатные ожидания соискателей не выросли и в целом коррелируют с предлагаемым уровнем вознаграждения.

Требования работодателей и основные обязанности на должности PR-специалиста практически совпадают и не зависят от рода деятельности компании. Наиболее традиционные требования работодателей к кандидатам на должность PR-специалиста таковы:

— кандидат должен иметь специализацию в области PR либо журналистское образование и опыт от одного-двух лет в должности PR-специалиста;

— обязательны навыки написания информационных материалов — статей, новостей, пресс-релизов, комментариев, наличие «живых» контактов с прессой, опыт организации и участия интервью, пресс-конференций;

— в зависимости от масштаба деятельности компании иногда востребованы навыки организации крупных мероприятий (конференций, форумов). Для пиарщика важно знать и понимать рынок, на котором работает компания, поэтому нередко предъявляются требования опыта работы на данном рынке или смежном с ним.

Среди основных задач для должности PR-менеджера чаще всего встречаются налаживание и поддержание контактов со СМИ, подготовка пресс-конференций и других PR-мероприятий, участие в выставках, проведение внешних PR-акций, подготовка и предоставление комментариев первых лиц по запросу СМИ, поддержание контента корпоративного сайта в актуальном состоянии, взаимодействие с PR-агентствами. В графе «Обязанности» вакансий на позиции более высокого уровня нередко встречаются следующие: планирование PR-деятельности, разработка стандартов проведения PR-мероприятий, оценка эффективности затрат на проведение PR-мероприятий. Еще одной тенденцией этого профессионального направления можно назвать проявляющуюся гендерность. Профессия пиарщика становится преимущественно женской, кандидаты мужского пола составляют пока только четверть, а возраст подавляющего большинства кандидатов не превышает 25 лет. Практически все соискатели на должность PR-специалиста имеют высшее образование или получат его в ближайшее время. Многие кандидаты имеют опыт журналистской работы или опыт работы в рекламном, PR- или BTL-агентстве. Работодатели, опрошенные журналистами «КС», с неохотой констатировали, что их пожелания в области кандидата на должность PR-специалиста пока остаются нереализованными. «В Новосибирске, к сожалению, нет профессионалов в этой области, — рассказывает на условиях анонимности руководитель одной из торговых сетей. — Мы практически год искали человека, который мог бы составить внятный PR-план, в результате вообще отказались от этого направления, и всю деятельность по связям с общественностью отдали на аутсорсинг, в агентство».

«Думаю, сейчас гораздо выгоднее в области PR-отношений работать через агентства, а контроль за исполнением договорных обязательств возложить на директора по маркетингу или пресс-секретаря, — согласен и директор ООО „Три С“ (оптовая торговля продуктами питания) Сергей Миронов. — К этому выводу мы пришли в нашей компании, которая в основном ориентирована на работу с бизнес-структурами. А тем, у кого деятельность в большей степени зависит от общественного мнения, вообще, наверное, тяжело».

Что читают?

МАРИНА КУДРЯВСКАЯ, ведущий специалист агентства маркетинговых исследований и коммуникаций «Премьер» (Санкт-Петербург) — Интернет-сообщество E-xecutive совместно с издательством «Альпина Бизнес Букс» провели исследование, направленное на выявление предпочтений менеджеров в области деловой литературы. Целью опроса было выяснить не только то, что читают члены сообщества, но и где менеджеры покупают книги, на чем основан их выбор деловой литературы, за что они готовы платить и к чьему мнению прислушиваются, принимая решение о покупке книг по бизнесу. Как видно из результатов опроса, наибольшей популярностью пользуются книги по общему менеджменту — их читают почти 80% участников исследования. Больше половины респондентов читают литературу по маркетингу, рекламе и PR (57,6%), а также книги по психологии бизнеса (52%). Далее по популярности среди членов сообщества идут книги по следующим деловым тематикам: управление персоналом (47%), управление предприятием (43,2%), финансы (29%), IT для бизнеса (25%), история бизнеса и экономики (22,5%). Книги по более узким и специализированным темам, таким как право, бухгалтерия, банковское и биржевое дело, страхование, продажи были названы гораздо меньшим числом респондентов.Тем не менее они не были оставлены без внимания специалистами, кому по роду деятельности близка та или иная «узкая» тематика. На наш взгляд, востребованность деловой литературы обусловлена модой на семинары по определенным темам. Мне кажется неслучайным, что на первом месте в рейтинге востребованных семинаров и тренингов стоят обучающие мероприятия по маркетингу и продвижению товаров. И литература на эту тему занимает лидирующее положение! В этой связи мне кажется перспективным ведение тренингов по узким специализациям — эта нишевая аудитория незаслуженно обойдена вниманием тренеров.

Источник: www.com.sibpress.ru

(04.08.2008)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии