Отраслевые коллекторские проекты с помощью реестра долгов, права и PR могут существенно улучшить бизнес-климат в отдельных сферах предпринимательской деятельности.
В настоящее время практически в любой отрасли экономики России есть свои специфические долговые проблемы. В одних сферах предпринимательская деятельность характеризуется большим риском из-за объективных причин (высокой конкуренции, зависимости от природных факторов и т.д.), в других же проблемы часто возникают по субъективным причинам (желание и возможность уклониться от исполнения обязательств, «серые» схемы поставок и т.п.).
Отраслевые коллекторские проекты появились в рамках развития корпоративного коллекторства, т.е. комплексного взыскания задолженности, возникшей в отношениях между организациями. Возможность появления именно отраслевых коллекторских проектов определяется следующими факторами:
для эффективного использования методов корпоративного коллекторства, например, PR-сопровождения взыскания, целесообразно заручиться поддержкой объединений предпринимателей, которые очень часто организованы по отраслевому принципу. Аналогичная ситуация и с некоторыми контролирующими органами. Так для реализации проекта «Долги в строительстве» необходимо наладить открытое взаимодействие с Росстроем и Ассоциацией строителей России;
часто должник погашает задолженность, если понимает, что информация о его недобросовестном поведении и возникающих проблемах станет широко известна коллегам, партнерам, клиентам и поставщикам, т.е. тем, чей бизнес так или иначе связан с отдельной отраслью;
информацию об отраслевых, а не общих проектах, проще донести до потенциальных участников за счет использования специализированных СМИ.
Типовой алгоритм создания отраслевого коллекторского проекта:
I. Подготовительные мероприятия:
1) Создание реестра долгов и описание порядка работы с этим реестром. При этом указываются критерии включения тех или иных требований в реестр, структура реестра и действия с ним совершаемые.2
2) Достижение договоренности о сотрудничестве с отраслевыми объединениями и государственными органами, для которых важно участие в обеспечении долговой безопасности конкретной отрасли.
3) Определение пула экспертов — организаций, которые проверяют действительность долговых требований и могут выполнять действия, направленные на взыскание в рамках проекта. Такими организациями могут быть, прежде всего, коллекторские агентства, юридические фирмы и адвокаты.
4) Информационная поддержка для привлечения организаций, столкнувшихся с долговыми проблемами.
II. Мероприятия, направленные на взыскание:
1) Уведомление должника о возможности включения конкретного долга в реестр и начале работы с долговой ситуацией в рамках проекта. Как показывает опыт, это действие может привести к тому, что должник, оценив возможные негативные последствия, примет решение погасить долг или начать конструктивные переговоры.
2) Реализация мероприятий по информационному (PR) сопровождению взыскания в рамках проекта: публикация пресс-релиза о включение отдельного долга в реестр (массовое информирование), направление писем лицам, для которых важна информация о наличии проблем у должника (точечное информирование). В ходе реализации этих мероприятий важна последовательность и постепенность, чтобы у должника была возможность пересмотреть свою позицию и выполнить обязательства.
3) Юридические действия с долгами, включенными в реестр: судебное взыскание, исполнительное производство, уголовное преследование. Важно то, что юридические процедуры подкрепляются PR-сопровождением, т.е. вместе с тем же исковым заявлением направляется сопроводительное письмо, где говорится, что данная ситуация связана с реализацией большого проекта и небрежное отношение к выполнению своих обязанностей со стороны правоохранительных органов получит соответствующее информационное освещение, но, одновременно, в случае возникновения реальных сложностей, возможна научно-консультационная поддержка со стороны организаторов проекта.
III. Факультативные мероприятия:
1) Проведение пресс-конференций, круглых столов и других очных мероприятий, посвященных проекту. Мы некоторое время думали, стоит ли отнести этот пункт к обязательным или факультативным. Дело в том, что пресс-конференции и круглые столы о старте проекта достаточно сильно способствуют эффективности воздействия на недобросовестных бизнесменов. Если должник предупреждается о том, что его задолженность будет включена в реестр и ситуация будет обсуждена на пресс-конференции, освещающей старт проекта, то он более четко понимает возможные последствия уклонения от погашения задолженности. Вместе с тем, некоторые отраслевые проекты на начальной стадии могут реализовываться и без подобных мероприятий. Пресс-конференции и круглые столы, связанные с проектом, целесообразно сделать регулярными или проводить при начале работы с необычным или крупным долгом.
2) Организация статистической и научной обработки результатов реализации коллекторского проекта. Речь идет о классификации случаев возникновения задолженности, анализе эффективности отдельных процедур по взысканию и сложностей с ними связанных, научно-консультационной поддержке конкретных взысканий.
3) Запуск семинаров по проблемам взыскания задолженности в отдельной отрасли. Образовательные мероприятия, кроме собственно просветительской функции, помогают собирать и анализировать информацию о различных ситуациях возникновения задолженности.
В ходе создания и реализации отраслевых коллекторских проектов возникают трудности, часть из которых можно отнести к сфере права, а часть — к сфере PR. Одним из наиболее важных юридических вопросов является определение границ законного распространения и использования информации о долговой ситуации, в том числе, при создании реестров.
С нашей точки зрения, основные границы распространения информации о долге юридических лиц, как подтвержденном решением суда, так и не подтвержденном им, связаны с требованиями ст. 129 УК РФ «Клевета» и аналогичными положениями ст. 152 ГК РФ. Нельзя распространять не соответствующие действительности сведений. Однако необходимо помнить, что составом ст. 129 УК РФ охватывается утверждение о фактах, а не выражение мнения. Соответственно в некоторых случаях должнику, например, руководителю организации при взыскании в рамках корпоративного коллекторства, может быть представлен пресс-релиз, в котором излагаются факты о наличии задолженности, выражается мнение о возможной недобросовестность ведения хозяйственной деятельности, но выводы делают читатели. Кроме того, в реестре может быть раздел «спорные долги», в который попадают случаи, по которым еще отсутствует решение суда вступившее в законную силу. Стоит отметить, что практика составления «черных» списков нашла отражение даже в специальных нормативных актах. Например, ведение реестра недобросовестных поставщиков для государственных нужд регламентируется: Федеральным законом от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; Положением о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2007 г. № 292); Приказом ФАС России от 27 августа 2007 г. «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках». В числе мероприятий, направленных на взыскание задолженности, мы описывали возможности распространения информации о долге, когда у должника есть выбор: заплатить, чтобы избежать последствий либо настаивать на своем. По сути, такая ситуация вызывает вопросы о шантаже. Если мы посмотрим описание шантажа в ст. 163 УК РФ «Вымогательство» (угроза распространения порочащих и иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких), то наиболее важным для нас являются слова «законным интересам», т.к. в ситуации, когда лицу угрожают распространением сведений о реально имеющейся задолженности, создается угроза не законному интересу, а желанию лица без последствий не исполнять обязательства по возврату денежных средств.3 Соответственно программа взыскания, в рамках которой используется угроза сообщения о наличии задолженности каким-либо значимым для должника лицам (прежде всего, деловым партнерам и т.д.) или государственным органам, вполне может быть правомерной.
C применением PR-технологий связаны такие сложные моменты, как:
демонстрация в рамках проекта баланса между жесткими законными угрозами и возможностью компромисса, если должник начинает выполнять обязательства;
распространение историй успешного взыскания долгов для конкретных организаций при соблюдении требований конфиденциальности, которые часто выдвигают клиенты. Решению первой указанной проблемы способствует накопление реальных кейсов, которые могут описывать, с одной стороны, к каким последствиям привело необоснованное сопротивление должника, а, с другой стороны, как долговая ситуация разрешается без ущерба для должника, если он начинает погашать задолженность. Для акцента на возможности компромисса может использоваться такая технология корпоративного коллекторства как мониторинг вариантов разрешения проблемной долговой ситуации. Например, для взыскания задолженности с одного муниципального предприятия за поставленное дорогостоящее оборудование проводился опрос руководителей подобных организаций из других регионов. Проводились поиск и фиксация уже реализованных схем решения подобных долговых проблем. Естественно, что мониторинг удобнее проводить в рамках отдельной отрасли с помощью объединений предпринимателей. Вторая выделенная проблема (баланс между распространением информации для демонстрации реальных успехов проекта и соблюдением режима конфиденциальности) решается за счет четкого согласования информационной политики с клиентами, передающими долги для взыскания в рамках отраслевого проекта. Многие бизнесмены соглашаются на упоминание их компании в качестве примера жесткого взыскателя, когда им показывается, что формирование такой репутации помогает профилактике возникновения проблемных долгов. Зная о том, как будет проводиться взыскание, ненадежные контрагенты просто не будут рисковать.
Источник: www.klerk.ru