PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

АНОНСЫ ИЗДАНИЙ

БИЗНЕС ЗА 10 МИНУТ

Надзор за малым
Малому бизнесу обещают неслыханный подарок: на встрече с руководством «ОПОРЫ России» генеральный прокурор Владимир Устинов пообещал обязать региональные и территориальные органы прокуратуры реагировать на все факты нарушения прав предпринимателей. Соответствующий приказ будет подписан уже на следующей неделе. Более того, в дальнейшем при Генпрокуратуре планируется создать специальное подразделение по американской аналогии, которое будет заниматься исключительно проблемами малого бизнеса. Предприниматели начинание Генпрокуратуры называют крайне полезным, но сомневаются в реальности его исполнения на практике, опасаясь «преемственности взглядов» новообразования, сформированного из старых кадров. Положительный эффект от работы этой структуры, по мнению экспертов, может быть достигнут только в совокупности с изменениями в законодательстве. Необходимо исключить из него все нормы и правила, позволяющие оказывать экономическое давление на предпринимателей, в том числе право закрывать фирму во внесудебном порядке даже на несколько дней, утверждают они.

Малому бизнесу обещают конкуренцию
Вчера мэр Москвы Юрий Лужков назвал имя нового руководителя департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы. Как и предполагал «Бизнес» в номере от 16 августа, преемником Евгения Егорова, который ранее занимал эту должность, стал вице-спикер Мосгордумы Михаил Вышегородцев. Сразу после назначения на новую должность в разговоре с корреспондентом «Бизнеса» Вышегородцев признался, что «это назначение не стало для него неожиданностью»: «Свою задачу я вижу в том, чтобы помогать начинающему малому предпринимателю встать на ноги и помогать дальнейшему развитию его бизнеса. Одна из главных проблем — это отсутствие недорогих помещений для развития малого предпринимательства в Москве. Кроме того, мне бы хотелось провести социологические исследования, чтобы понять, как в дальнейшем может развиваться малый бизнес в Москве».

Непубличное IPO
Вчера стало известно, что АФК «Система» выбрала Deutsche Bank, Goldman Sachs и «Ренессанс капитал» организаторами первичного размещения акций «Комстара» в Лондоне. В «Системе» отказываются рассказывать о подробностях IPO, ссылаясь на то, что окончательное решение по выходу оператора на фондовый рынок будет принято только в сентябре. Главная интрига этого IPO — будет ли «Комстар» выходить на биржу сам по себе или вместе с МГТС. Кроме того, известно, что «Система» ведет переговоры о слиянии «Комстара» с компанией «Петерстар», принадлежащей холдингу «Телекоминвест», однако это объединение, по словам Евтушенкова, не будет завершено до IPO.

Dow Jones развлечет в субботу
Издательская компания Dow Jones, среди активов которой значится знаменитая газета The Wall Street Journal, решила кардинально изменить свой бизнес. Основные акционеры Dow Jones — семья Банкрофт — продадут большую часть принадлежащих им активов, но сохранят право голоса, а сама компания займется интернетом и развлечениями. Недавно DJ приобрела финансовый веб-сайт Market Watch. Кроме того, со следующего месяца компания готовится запустить новый проект — субботнее издание, в котором большое внимание будет уделяться развлечениям, отдыху и жизни современного общества. Оказалось, что рынок ждал чего-то подобного — акции Dow Jones тут же выросли на 15%.

Рослесхоз отчитался перед китайцами
Россия просит Китай принять меры по прекращению расхищения ее лесных богатств. Вчера на встрече делегации управления лесным хозяйством КНР с руководством Рослесхоза китайцев ознакомили со статистикой нелегальной вырубки и экспорта. Российская сторона утверждает, что ежегодно из страны незаконно вывозится около 1 млн кубометров древесины, причем существенная ее доля оседает в Китае. Аналитики же считают, что эта цифра сильно занижена и реальный масштаб трагедии — 40 млн кубометров. Впрочем, по мнению специалистов, проблема вряд ли будет решена. На словах Китай может сколько угодно декларировать борьбу с нелегальными вырубками в России, но наша древесина слишком нужна для экономики соседа.

Сбербанк уступил шереметьевский «Терминал»
В проекте по строительству третьего терминала аэропорта Шереметьево определилась доля участия одного из банков. Вчера «Аэрофлот» и Внешторгбанк подписали меморандум, согласно которому ВТБ купит 25% плюс одну акцию за $32 млн. Исходя из того, что «Аэрофлот» планирует оставить себе 30% в ОАО «Терминал», а международному аэропорту Шереметьево (МАШ) продать 25% плюс одну акцию, на долю четвертого участника — Сбербанка — придется только 20% минус две акции. Решение «Аэрофлота» ставит точку в конфликте интересов Сбербанка и ВТБ в проекте Шереметьево-3. Оба банка претендовали на его блокпакет. Впрочем, не исключено, что своей долей со Сбербанком поделится МАШ.

Индекс РТС напитался нефтью
Рынок российских ценных бумаг продолжает бурный рост. Вчера индекс РТС установил очередной и явно не последний рекорд, взяв планку 830 пунктов. Виновниками роста остаются нефтяные компании. Например, вчера бумаги «Татнефти» выросли на 8,92%, а «Транснефти» — на 6,69%. Аналитики говорят, что высокая рублевая ликвидность, цены на нефть и отсутствие негативных новостей не позволяют рынку скорректироваться — с начала августа индекс вырос на 7%.

Москве пообещали тривижны
Городские власти не оставляют попыток сократить число рекламных конструкций в городе. Вчера на заседании правительства была представлена концепция целевой программы развития наружной рекламы, информации и оформления Москвы на 2005v2007 годы. Концепция предусматривает сокращение к 2007 году по всей Москве рекламных конструкций на 20%, а в центре — полную замену щитов 3х6 современными электронными конструкциями, где 40% времени будет размещаться городская информация и социальная реклама. По мнению экспертов, рост цен на наружную рекламу будет «пропорционален сокращениям», но повышение цен не приведет к снижению спроса на наружную рекламу.

Иван Таранов породнится со Степаном Разиным
Голландская компания Heineken продолжает активную скупку российских независимых производителей пива. До конца недели может быть объявлено о покупке Heineken «Пивоварен Ивана Таранова» (ПИТ). В случае успешного закрытия сделки Heineken удастся вплотную приблизиться к своему ближайшему конкуренту Sun Interbrew. Сейчас на долю Heineken приходится 10,3% рынка, на Sun Interbrew — 17%.

Next возвращается
Как стало известно «Бизнесу», крупнейшая британская сеть универмагов одежды Next приняла решение о возвращении на российский рынок, с которого компания ушла в 1999 году, когда после кризиса магазины стали убыточными. Участники рынка называют это решение оправданным. Они считают, что практика смежных сегментов доказывает популярность в России крупных торговых форматов. «До сегодняшнего дня у нашего формата Bhs в Москве, по сути, не было прямых конкурентов, а теперь они появятся в лице Next»,- говорит международный директор Русской торговой группы (развивает в России сети Bhs, C&A, Morgan и Koton) Марина Волощук. Она отмечает, что британская Next «дает очень неплохие цены и качественные коллекции».

Концепция изменится
Комитет по телекоммуникациям и СМИ Москвы разработал концепцию реформирования и развития рынка распространения печатной продукции. Совместить интересы издателей и распространителей вновь не удалось: первым документ понравился; вторые считают, что он разрушит рынок. В концепции (ее копия имеется в распоряжении «Бизнеса») признаются права издателей СМИ контролировать цену на свою продукцию на всех этапах реализации, а также получать достоверную информацию о продажах. Распространители должны частично или полностью возвращать нераспроданный тираж и получают право ограничить распространение издания, которое не пользуется спросом. В начале сентября новую концепцию должно рассмотреть правительство Москвы.

Июльский спад
Вопреки заявлению главы Минэкономразвития Германа Грефа о том, что в июле промышленное производство выросло сразу на 0,8% по отношению к предыдущему месяцу, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) настаивает на обратном. Как следует из распространенных вчера данных Росстата, в июле промпроизводство не то что не росло, а наоборот, упало на 0,5%. Эксперты, опрошенные «Бизнесом», считают, что это еще не самый плохой итог для экономического блока правительства. Таким образом, позавчерашний доклад Германа Грефа президенту Владимиру Путину о том, что промышленное производство в июле по отношению к предыдущему месяцу выросло на 0,8%,- это всего лишь оговорка. По всей видимости, министр сообщил президенту данные за второй квартал этого года.

«Иркут» стал немного европейским
В первый же день работы московского авиасалона МАКС-2005 был подписан ряд важных для отечественного авиастроения соглашений. Во-первых, НПК «Иркут» договорился о сотрудничестве с европейским авиационным концерном EADS, который до конца года купит 10% акций корпорации «Иркут» за 50 млн евро. Кроме этого, EADS и «Иркут» создадут совместную компанию EADS IRKUT Seaplane SAS для продвижения на мировом рынке самолета-амфибии Бе-200. Европейский концерн получит в ней 30%, «Иркут» — 70%. Во-вторых, судя по всему, на нынешнем салоне украинцы потерпели окончательное поражение: проект RRJ получил государственную финансовую поддержку. В течение ближайших трех лет государство выделит на него 7,9 млрд руб. — соответствующее соглашение было подписано руководителем Федерального агентства по промышленности Борисом Алешиным и генеральным директором АХК «Сухой» Михаилом Погосяном.

Танки пошлины боятся
Правительство России повысило более чем в два раза пошлины на подержанные импортные грузовики старше семи лет. Ввозная пошлина для седельных тягачей старше семи лет возрастет с 1 евро за 1 кубический сантиметр рабочего объема двигателя до 2,2 евро. Также увеличится пошлина на ввоз грузовиков с дизельным или полудизельным двигателем, возраст которых старше семи лет, а полная масса — более 5 тонн, сообщает «Интерфакс». Постановление вступит в силу через месяц после официального опубликования, то есть 16 сентября. Пошлины выросли по инициативе КамАЗа, который терпит потери из-за невведения стандарта «Евро-2», однако, по мнению участников рынка, продажам отечественных грузовиков это не поможет: пользователи иномарок не станут поддерживать отечественного производителя.

Рынок устал продавать «Сибнефть»
«Сибнефть» во вторник сообщила о намерении вывести в отдельную «дочку» все добывающие активы своего предприятия «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз», расположенные на территории Омской и Томской областей. В структуру нового дочернего общества войдут все подразделения «Ноябрьскнефтегаза», занимающиеся разработкой Крапивинского месторождения в Омской области, а также Арчинского, Урманского и Шингинского месторождений в Томской. Еще недавно объявление о реструктуризации главного добывающего подразделения компании вызвало бы шквал комментариев с рассуждениями о том, как это повлияет на цену «Сибнефти» и кто станет покупателем. Вчера же комментарии специалистов были весьма сдержанными. В том, что «Сибнефть» сменит владельца, они уже не сомневаются, а чтобы строить более детальные прогнозы, лучше дождаться более внятных новостей.

Лидеры рынка увлеклись льготной программой
Фармрынок продолжает демонстрировать устойчивый рост. По данным исследовательской компании «Ремедиум», за первую половину 2005 года объем рынка аптечных продаж вырос на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года и составил $1,93 млрд в закупочных ценах. Средняя наценка аптек выросла с 28,4% до 29,7%. Данные ритейл-аудита показывают снижение доли рынка крупных игроков, таких как Sanofi-Aventis, Gedeon Richter и KRKA. Эксперты и участники рынка объясняют эту тенденцию частичным уходом продукции компаний в федеральную программу льготного лекарственного обеспечения — до 2005 года продажи отдельных льготных препаратов были «зашиты» в общие данные продаж в аптеках.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: [ТРАНСПОРТ]

Три модели для сборки иномарок
На фоне роста рынка иномарок все больше мировых автопроизводителей говорят о намерении построить завод в России. Тем не менее пока реально работают лишь пять проектов, которые отличаются друг от друга и формой собственности, и взаимоотношениями с производителями. Некоторые из иностранных компаний сами определяют сборочную и сбытовую политику в России, другие, наоборот, отдают это на откуп местным партнерам, существует и форма совместного предприятия, объединяющая преимущества и недостатки этих схем. «Бизнес» постарался выяснить, какой из этих проектов оказался более удачным.

Россию поделили на троих
Сопоставив нынешние и будущие проекты автомобильных концернов в России, «Бизнес» пришел к выводу: производители стараются размещать заводы в трех географических зонах. Близость к Балтийскому морю удобна для логистики комплектующих из США и Юго-Восточной Азии, размещение завода в центре России позволяет ему быть ближе к рынку сбыта. Наконец, китайские автопроизводители стремятся работать в Сибири — в том регионе им проще с логистикой, к тому же продвижение на российский рынок они планируют начать именно с Зауралья.

Новые русские для старых русских дорог
Нынешним летом на рынок вышли сразу три массовых автомобиля. Два из них — Ford Focus и Renault Logan — собираются на иностранных заводах в России, еще один — Lada Kalina — в специально построенном цехе АвтоВАЗа, который, по мнению представителей тольяттинского предприятия, соответствует европейским стандартам. Обозреватель «Бизнеса» испытал в деле все три автомобиля. Прямое сравнение этих машин кажется некорректным.

(17.08.2005)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии