70 миллиардов для инвесторов
Со следующего года крупные инфраструктурные проекты могут рассчитывать на финансирование из средств создающегося инвестиционного фонда. Вчера правительство в целом одобрило положение об инвестфонде и создании специальной комиссии, которая будет принимать решения о расходовании средств фонда на конкретные проекты. В 2006 году чиновникам и инвесторам предстоит освоить 70 млрд руб., которые будут направлены преимущественно на строительство дорог, портов и аэропортов. Однако механизм финансирования, предложенный правительством, вызывает сомнения у экспертов.
Экспортерам пообещали госгарантии
Российские экспортеры могут рассчитывать на дополнительную поддержку со стороны правительства. На днях премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановление о порядке предоставления в 2005 году государственных гарантий отечественным поставщикам. Установлены и максимальные сроки заимствований для экспортеров, по которым будут предоставляться государственные гарантии. В зависимости от групп экспортируемых товаров они составят от пяти до 20 лет. Эксперты идею чиновников поддерживают, но в то же время рекомендуют поднять как минимум в несколько раз максимальную планку госгарантии по одному контракту, сейчас она составляет $10 млн.
Без страха по жизни
Борьба Федеральной службы страхового надзора против «серых», «зарплатных» схем ухода от налогов через страхование жизни увенчалась успехом. По итогам первого полугодия этого года доля страхования жизни в общем объеме поступлений страховщиков упала до рекордно низкой величины 12,7%, а список компаний-лидеров по объемам взносов начал отражать реальный расклад сил на рынке. Верхние позиции покинули страховщики, сборы которых строились в основном на страховании жизни. Первое место в таблице заняла компания «Ингосстрах» со сборами 12,2 млрд руб. Однако лидером рынка стал холдинг «Росгосстраха», объединяющий 12 страховщиков. Суммарные сборы «дочек» «Росгосстраха» в первом полугодии составили 18,3 млрд руб.
Штраф за перестройку
Спустя восемь лет после того, как американское правительство обвинило экономиста Гарвардского Университета Андрея Шляйфера в получении выгоды при управлении проектом экономической помощи России, он и его университет согласились выплатить почти $30 млн штрафа. Обвиняемый вины не признал, ему просто надоело судиться. Шляйфер играл ключевую роль в разработке и внедрении американской программы, нацеленной на перестройку социалистической экономики в России. Он контролировал гранты Агентства международного развития США в размере более $50 млн. Следствие утверждает, что, составляя проекты приватизации 15 тыс. госпредприятий, Шляйфер занимался инвестициями, хотя по контракту должен был создавать прозрачные рынки капитала и обучать российских чиновников и инвесторов «правилам справедливой игры».
Березовский продает «Независимую»
Сегодня должно быть объявлено о продаже 100% «Независимой газеты», ранее принадлежавшей Борису Березовскому. Новым владельцем издания станет помощник главы Минэкономразвития Константин Ремчуков. Участники рынка уверены, что сделать НГ конкурентоспособным изданием будет стоить минимум $5 млн.
Конец байконурской схемы
Конституционный суд (КС) отказался признать неконституционным постановление правительства, устанавливающее правила предоставления налоговых льгот на территории города Байконур (Казахстан). Поскольку КС является последней инстанцией, в которой можно оспорить решение правительства, это значит, что незаконность «байконурских» схем больше не будет подвергаться сомнению. Постановление было издано в 2001 году после того, как налоговые органы раскрыли схему ухода от уплаты налогов ряда нефтеперерабатывающих заводов Башкирии, созданную при помощи администрации Байконура, которая предоставляла льготы по уплате ряда налогов предприятиям, которые были зарегистрированы на территории города, но реальной деятельности не вели. В частности, компании освобождались от 75% налога на прибыль, от 50% налога на имущество и пользователей автодорог и на 100% от акцизов.
«ВИМ-авиа» занимает «Русское небо»
Авиакомпания «ВИМ-авиа», за последний год ставшая одним из самых больших чартерных операторов, готовится совершить крупное приобретение. На следующей неделе перевозчик закроет сделку по покупке контрольного пакета авиакомпании «Русское небо». Конкретный размер пакета и сумма сделки не раскрываются, но эксперты считают, что ресурсы «Русского неба» помогут ВИМу еще более укрепиться на рынке чартерных перевозок.
Китайцы наступают трубами
США собираются ввести импортную квоту на китайские трубы. Не исключено, что новым рынком сбыта труб для Китая станет Россия. Если американцам удастся установить оговоренное квотирование, то почти 250 тыс. т китайских труб останутся не у дел — это 5% российского рынка. Российские трубники негодуют: не хватало еще повторения «украинского демпинга». По мнению экспертов, в первую очередь пострадают средние и мелкие заводы, работающие под мелкие региональные нужды. Да и крупным предприятиям придется нелегко.
О чем молчат автопроизводители
Десять крупных производителей автомобилей, включая Nissan, General Motors и Volkswagen, собираются подписать с МЭРТ инвестиционные соглашения о создании в России новых производств. Официально, впрочем, компании не подтвердили своих намерений, однако эксперты говорят, что появление новых сборочных производств вполне вероятно.
Mirax застроит «Труд»
В Москве становится обычной практикой строительство объектов недвижимости на участках, принадлежащих общественным организациям. Девелоперов такой симбиоз привлекает тем, что они получают право возвести объект с минимальными обременениями. На днях правительством Москвы было подписано распоряжение о строительстве центра реабилитации спортсменов-инвалидов — Mirax Group пристроит к нему офисный центр. Компания участвует в возведении центра (БЦ Pollars) в качестве генерального подрядчика и соинвестора. В соответствии с инвестконтрактом между Российским спортивным союзом глухих (РССГ), которому принадлежит участок, и Mirax Group часть площадей офисного центра будет принадлежать РССГ.
«Новый мир северо-восток» распродает активы
Компания «Новый мир северо-восток», известная на рынке своими судебными разбирательствами с недовольными соинвесторами, объявила о продаже двух крупных инвестконтрактов на строительство жилых домов на северо-востоке и востоке Москвы общей площадью 330 тыс. кв. м. Эксперты предполагают, что распродажа активов связана с финансовыми трудностями компании, и оценивают стоимость перепродажи первого инвестконтракта в $60v65 млн, второго — в $25v30 млн. В компании же утверждают, что решение о продаже инвестиционных контрактов было принято «Новым миром» совместно с правительством Москвы «в целях оптимизации выполнения программы комплексной реконструкции и модернизации пятиэтажных жилых домов».
АвтоВАЗ отберет прибыль у дилеров
По итогам первого полугодия чистая прибыль АвтоВАЗа упала более чем на четверть — с 3,567 млрд руб. до 2,587 млрд руб. Это связано, в частности, со спадом производства, который по итогам первых семи месяцев составил 4,2%. Добрать прибыль во втором полугодии компания решила за счет дилеров. Выпустив Lada-110 в комплектации «супер-люкс», завод лишил дилеров основного дохода, который они получают отнюдь не от реализации Lada, а за счет продаж дополнительного оборудования и тюнинга. Поможет увеличить прибыль и рост цен — в августе подорожали автомобили семейств «Классика» и «Самара», повышение составило 600 руб. или 0,5%.
«Цезарь-парк» расходится по частям
История сети супермаркетов «Цезарь-парк» подходит к концу. Владельцы сети, последние полгода вовлеченной в длительный судебный конфликт с поставщиками, отчаялись продать всю сеть полностью и распродают магазины по одному. По данным «Бизнеса», шесть магазинов из восьми уже продано. Все магазины достались несетевым структурам. По крайней мере два из них купило некое ООО «Комфорт». Участники рынка винят в развале сети управленческий кризис.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: [НЕДВИЖИМОСТЬ]
Цена пробки
Можно ли сказать, что собственники недвижимости в Подмосковье готовы мириться с потерей массы времени в пути, если этот путь ведет в престижном направлении? Мнения специалистов на этот счет разделились. Одни считают, что популярность того или иного направления напрямую связана с его транспортной доступностью, что в свою очередь влияет на цену, другие, напротив, полагают, что фактор плотности движения, как ни парадоксально, никак не отражается на стоимости земли. Впрочем, теперь каждый может составить свое собственное мнение по этому вопросу — «Бизнес» представил карту загруженности столичных магистралей, наложив ее на ценовую карту земель Подмосковья.
Москвичи выбирают экологию
Пока основное предложение на подмосковном рынке загородной недвижимости остается за домами из кирпича (около 50%). Однако не так давно москвичи обратили внимание и на менее дорогое жилье — деревянные коттеджи. Помимо высоких экологических характеристик основным преимуществом деревянных домов остается низкая себестоимость строительства. Она варьируется от $180 до $1,2 тыс. за квадратный метр. Стоимость строительства дома из финской древесины колеблется в пределах от $280 до $400 за квадратный метр. Из бруса отечественного производства дешевле — $180v280 за квадратный метр. По прогнозам экспертов, к 2006 году количество «деревянных» поселков сможет достигнуть отметки 30v35% от общего объема рынка.
Четыре стихии коттеджного строительства
Удачный поиск подходящего места для возведения загородного коттеджного поселка не всегда дает повод девелоперу для полноценной радости. Проблемы с подключением инженерных коммуникаций могут стать большой ложкой дегтя «в бочке» реализации проекта и как минимум существенно поднять его себестоимость, а максимум — просто остановить проект. Современные требования к организованным коттеджным поселкам Подмосковья категоричны — объект должен быть обеспечен электричеством, газом, водопроводом и канализацией. Сложности связаны с недостаточно развитой инженерной инфраструктурой в области. Некоторые сельские округа не газифицированы, поэтому обеспечить в близлежащих поселках прокладку сетевого газа оказывается невозможным. Центральный водопровод и канализация Подмосковья сильно изношены и имеют невысокую мощность. Практически во всех районах Московской области наблюдается нехватка мощностей по электричеству.