Моральная поддержка для малого бизнеса
Правительство Москвы отправило на доработку программу о ходе выполнения поддержки малого бизнеса на 2004v2006 годы. Обсуждая ее, чиновники неожиданно обнаружили, что не владеют статистикой по количеству малых предприятий. По одним данным их в столице 200 тыс., по другим — 300 тыс. За две недели документ должны доработать и вновь представить его на рассмотрение столичного правительства. Эксперты полагают, что эффект от программы все равно будет минимальным. Скорее всего, все закончится абстрактными обещаниями содействовать развитию предпринимательства среди молодежи и помогать малому бизнесу осваивать региональные рынки.
Льгота на травму
До 1 августа предприятия могут подать заявки на право уменьшить отчисления в Фонд социального страхования (ФСС). Освободившиеся средства в размере (не более 20% от выплат в ФСС) должны быть направлены на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма на производстве. Согласно приказу Минздравсоцразвития, к таким мерам относятся проведение обязательных периодических медицинских осмотров, оплата профилактического лечения, а также покупка средств индивидуальной защиты и проведение аттестации рабочих мест.
Июньское ускорение
В июне ВВП вырос на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом 2004 О бурном ускорении экономического роста президенту Путину вчера сообщил глава МЭРТ Герман Греф. Эксперты полагают, что оптимистическая статистика июня вряд ли позволят правительству выйти на запланированный по итогам года рост экономики в 5,8%, и предрекают скорое замедление темпов роста.
Бензиновое оправдание
Российские компании, работающие на украинском рынке нефтепродуктов, не вступали в ценовой сговор. Такое признание сделало правительство Украины. Противостояние разрешилось символическими штрафами для «ТНК-ВР Украина» и ТД «ТНК-Украина». Впрочем, украинские антимонопольщики сдаваться не намерены. В августе комитет проведет открытые слушания для выяснения доли российских компаний на рынке нефтепродуктов. По украинским данным, российские НК контролируют в стране свыше половины оптового рынка бензина и дизтоплива.
«Самара» улетит в частные руки
Частные акционеры KrasAir планируют купить госпакет акций авиакомпании «Самара». В следующем году у них появится возможность серьезно увеличить свою долю в этой авиакомпании: 46,49% акций «Самары» включены в прогнозный план приватизации на 2006 год. Теоретически этот актив может быть интересен и другим агрессивным участникам рынка — «Аэрофлоту», «Сибири» и UTair, однако лишь KrasAir подтвердила, что будет претендовать на госпакет. Его стоимость, по оценкам, составляет около $65 млн.
Утиль на орбите поможет заработать
Использование модернизированных баллистических ракет для вывода спутников является прибыльным бизнесом. Россия предлагает на внешних рынках дешевую ракету «Рокот», созданную на базе баллистической ракеты «Стилет». Начиная с 2000 года на орбиту с ее помощью выведено 13 космических аппаратов. Стоимость запуска «Рокота» — $12v14 млн. Пока у нашей ракеты неплохие коммерческие перспективы. Однако они существенно снизятся в 2008 году, когда в Европе создадут легкую ракету Vega.
«Агушу» разольют в Курске
«Вимм-Билль-Данн» объявил о покупке ЭКЗ детского питания в Курске мощностью 20 тонн в сутки. На предприятии будут производить фруктовые соки и пюре под маркой «Агуша». Сумму сделки в ВБД не раскрывают, однако источник «Бизнеса», знакомый с условиями сделки, оценил ее в $15v20 млн. Теперь ВБД сможет войти в число основных игроков на рынке детского питания, который растет вдвое быстрее, чем рынок соков.
Правительство Москвы ждет $100 млн
Правительства Москвы приняло постановление «О размещении гаражей-стоянок для временного хранения автотранспорта». Согласно этому документу до 2007 года в столице должно быть сдано в эксплуатацию не менее 30 тыс. машино-мест. Планируется, что новые гаражи-стоянки будут функционировать в двух режимах: в ночное время для хранения автомобилей жителей города, в дневное — как «перехватывающие» паркинги. Новые гаражи-стоянки должны располагаться в центральной части города рядом с крупными торговыми и офисными комплексами. Однако большая часть разместится в подэстакадных пространствах.
PHG Investmet застелет пол для свиней
Инвестфонд PHG Investments продолжает вкладываться в свиноводство. Вслед за собственной свинофермой компания запустила проект по производству бетонно-щелевых полов (используются в свинокомплексах) под брэндом «Еврослад». Опыт у PHG Investments уже есть: четыре года назад ее специалисты участвовали в строительстве такого производства в Белгородской области. Потенциал российского рынка бетонных щелевых полов в России — 2,3 млн. кв. м, и он считается достаточно перспективным. По оценкам, инвестиции в цех составляют около 500 тыс. евро, при этом выручка может достигать 2 млн евро в год. Если мощности будут загружены на 40%, проект окупится за три года
Scania переезжает в Ленинградскую область
Scania собирается вдвое расширить сборочное производство автобусов в России. Компания уже запросила у Ленобласти землю под организацию сборочного производства. Туда планируется вывести производство Scania, которое сегодня находится в черте города. Планируется нарастить его мощность до 600 машин в год. 60% продукции нового завода планируется продавать в России, остальные 40% будут экспортироваться в страны CНГ. Также Scania рассматривает возможность строительства в Ломоносовском районе Ленобласти завода по производству грузовиков, мощность которого составит 10 тыс. машин в год. В компании Volvo, имеющей сборочное производство в Зеленограде, планы Scania комментировать отказались. Как считают эксперты, у Volvo и у Scania в России одна проблема: рынок грузовиков заполнен подержанной техникой, а на замену ее новой у предприятий нет средств.
Распродажа балласта
МЭРТ опубликовало перечень предприятий и госпакетов акций, которые должны быть приватизированы в 2006 году. В списке есть и интересные активы. Так, на 2006 год намечена продажа 69,78% акций ОАО ВВЦ и 85,38% акций «Енисейзолота». Малому бизнесу эти активы не по карману, более того, значительная часть предприятий представляет собой набор долгов. За последние годы приватизация госдолей была успешно завершена лишь в отношении 2188 объектов из 3926. План на нынешний год — 1915 предприятий на сумму 40 млрд рублей. В 2006 году МЭРТ в очередной раз понизило планку и рассчитывает выручить 31 млрд рублей за 1500 объектов. Глава МЭРТ Герман Греф даже предложил внедрить «голландские» аукционы с постепенным уменьшением стартовой цены. Эксперты предлагают еще одно решение проблемы: если начнет развиваться государственное частное партнерство, то в ближайшие два года приватизационный список может сильно сократиться.
Тарифы готовятся к падению
Компания «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ) заключила договоры о передаче голосового трафика с зарубежными операторами и готова составить конкуренцию монополисту на рынке дальней связи, «Ростелекому». Правда, серьезно снизить цены МТТ вряд ли удастся: российские каналы МТТ арендует у того же «Ростелекома», поэтому возможности демпинговать у компании нет. Рынок ощутит заметное снижение цен лишь после того, как на всех этапах передачи звонка через границу тарифы будут оптимизированы. Это не единственная преграда на пути демонополизации рынка связи. В России до сих пор нет закона о правилах тарификации интерконнекта (межсетевого трафика). Когда он может быть принят, неизвестно. Тем не менее все основные игроки рынка готовятся к выходу за границу.
Китайцы переоценили свои машины
Уже в этом году в Россию придут автомобили Chery. Сейчас в Новосибирске строится завод, на котором будут собирать эти иномарки. На российском рынке будут представлены четыре модели Chery: QQ (клон Daewoo Matiz), Tiggo (внедорожник, похожий на Toyota RAV4), Oriental Son (седан, похожий на Toyota Camry) и новая модель Fly Cloud, напоминающая Hyundai Accent. Цены будут сопоставимы с теми, что предлагают корейские конкуренты. Импортеры узбекских Daewoo считают Chery серьезным конкурентом, но отмечают, что по качеству китайские машины еще недотягивают до корейских.
Российские леса могут захватить мутанты
ООН выступила с критикой опытов по использованию в лесном хозяйстве генетически модифицированных деревьев. Специалисты опасаются, что деревья-мутанты начнут вытеснять местную флору. Опыты по использованию генетически модифицированных деревьев проводятся в 35 странах мира, а в 16 — полевые испытания. Экономические перспективы разведения модифицированных деревьев сомнительны: увеличение прироста может быть перекрыто низким качеством продукта, годным лишь для переработки в целлюлозу. У нас лесов хватает, но Россия, с ее репутацией испытательного полигона, имеет высокие шансы стать плацдармом для подобных изысканий.
Pall Mall: дайте две
Один из лидеров российского табачного рынка British American Tobacco (BAT) во второй раз за три месяца меняет стиль брэнда Pall Mall. Первый рестайлинг пачки был проведен в апреле 2005-го: форму изменили с классической на фигурную, со срезанными углами. В поддержку нового формата была запущена рекламная кампания «Отсеки лишнее». Однако в конце июня — начале июля Pall Mall снова стал другим: пачка сменила цвет на белый, а характерный для этой марки герб теперь крупнее. В BAT смену имиджа объясняют международной стратегией. Однако участники рынка не скрывают недоумения, ведь двухэтапный рестайлинг обойдется вдвое дороже. В «двойном ударе» склонны видеть скорее ошибку отдела маркетинга, которая обернется для BAT большими затратами. По мнению аналитиков, на ветер выброшено не менее $1,5v2 млн.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ [ТРАНСПОРТ]
Штурм высоты 600
Рынок иномарок в России вырос почти на 60% — за первое полугодие продано более 238 тыс. новых машин (без учета Chevrolet-Niva) против 150 тыс. годом ранее. Первое место, если учитывать продажи «совместных» внедорожников Chevrolet-Niva, в прошлом году было у СП «GM-АвтоВАЗ». Сейчас оно свою позицию потеряло, переместившись на пятое место. А брэнд Chevrolet, который по итогам прошлого года был лидером, также уступает новому лидеру Hyundai и всего на 1,7 тыс. автомобилей опережает Toyota. Лидером продаж стала Hyundai, вернувшаяся на первое место с результатом 42,4 тыс. автомобилей (без учета легких коммерческих). Высокий рост продаж этой марки обусловлен не только удачным соотношением цена-качество, но и популярностью модели Accent, собираемой на ТагАЗе. За второе место на российском рынке борются Toyota и Daewoo. Ford вряд ли сможет составить конкуренцию этим производителям из-за запуска нового Focus. Из европейских марок в топ-10 по итогам полугодия попал только Renault.
Азиаты наступают на Европу
У европейского рынка, в отличие от российского, свои фавориты: в Старом Свете предпочитают автомобили Renault, Volkswagen и Opel. По данным Ассоциации европейских автопроизводителей (ACEA), именно эти брэнды в нынешнем году оказались наиболее успешными в странах Западной Европы (сюда входит 15 старых членов ЕС, а также Норвегия, Швейцария и Исландия). Всего на рынке было реализовано 7814 тыс. автомобилей, а с учетом новых членов ЕС — 8201 тыс.
20 машин в четырех измерениях
Не претендуя на объективность и не отдавая предпочтение конкретному производителю, «Бизнес» составил собственный рейтинг автомобилей по итогам первой половины 2005 года. В нем четыре номинации. В «Топ-5 автомобилей полугодия» вошли машины, продажи которых оказались выше ожидаемых. В «пятерку разочарований», напротив, попали те автомобили, которые, вопреки ожиданиям, по разным причинам не смогли закрепиться на рынке. В числе «открытий» — машины, появившиеся на рынке за последние 12 месяцев и сумевшие за короткий срок покорить клиентов и завоевать долю рынка. Наконец, «Топ-5 надежд» состоит из тех автомобилей, которые могут «выстрелить» во втором полугодии.