Допрасходы оплатит бизнес
Предпринимателям стоит готовиться к очередной кампании по изъятию налоговых недоимок. Вчера Совет федерации одобрил поправки в бюджет 2005 года, в соответствии с которыми государство увеличивает свои расходы на 348,3 млрд руб., которые пойдут на увеличение пенсий, стипендий и довольствия военнослужащих. Не все дополнительные расходы будут покрыты за счет стабфонда. Одновременно с увеличением бюджетных расходов была одобрена поправка, увеличивающая на 271,6 млрд руб. доходы бюджета. При этом главным источником роста дополнительных расходов государства стала работа контрольных и налоговых органов по взысканию недоимок, благодаря которой бюджет незапланированно пополнился на 190,5 млрд руб. Эксперты опасаются, что бизнесу придется и дальше расплачиваться за столь внушительное увеличение госрасходов.
Кризис интеграции
Процесс интеграции России в международную экономику в любой момент может остановиться, если Россия в ближайший год не определит свои внешнеэкономические приоритеты. К такому выводу пришли вчера эксперты на конференции «Интеграция России в глобальное экономическое пространство: приобретения и потери». По их мнению, власти до сих пор не проработали важнейшие стратегические вопросы. Например, центр мировой экономики в будущем переместится в Азию, но мы не ведем там никакой экономической политики, а торгуем в основном с ЕС и СНГ. Кроме того, эксперты считают неприемлемой одновременную интеграцию в рамках ВТО и СНГ — после присоединения к ВТО многие договоренности, достигнутые в рамках СНГ, просто-напросто перестанут действовать.
Особые зоны областного масштаба
До 2010 года в Московской области могут появиться 60 промышленных округов общей площадью от 50 до 500 га. Согласно одобренной во вторник подмосковным правительством программе, на этих территориях разместятся производственные, офисные и логистические комплексы, а также технопарки. Проекты не будут финансироваться из областного бюджета. Ставка сделана на частные инвестиции, которые, по расчетам подмосковных властей, могут составить 341,6 млрд руб. Ожидается, что в ходе реализации программы будет построено 4,5 тыс. га современной инфраструктуры, несколько миллионов квадратных метров производственных, складских и офисных площадей, 0,3 млн кв. м социальной инфраструктуры и примерно 1 млн кв. м малоэтажной жилой застройки. Правда, эксперты сомневаются в успешности проекта, так как чиновники не планируют наделять округа какими-либо налоговыми льготами.
Выгоды эстонцев в России
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) продолжает вкладывать средства в российский банковский сектор. Вчера банк объявил о покупке 15% акций российского банка «Квест» за $15 млн. В прошлом году ЕБРР инвестировал в российские банки $500 млн, однако сейчас поменял свою тактику — покупать только блокпакеты банков. Впрочем, называть банк «Квест» российским можно с большой условностью. В марте этого года его купила за $3,5 млн крупнейшая в странах Балтии банковская группа Hansabank (Эстония), контролируемая в свою очередь шведским Swedbank.
Судьбу РАО ЕЭС решит независимый эксперт
Добиваться возмещения ущерба пострадавшим в результате энергоаварии от РАО ЕЭС намерен Союз потребителей России. Союз намеревается подать в суд так называемый иск в защиту неограниченного круга потребителей. Это российский аналог существующего в британском праве class action — иска, к которому после подачи может присоединиться любой, считающий себя пострадавшим по этому делу. У нас механизм немного иной, и суд рассматривает каждое дело отдельно. Однако после того как однажды было вынесено решение о возмещении ущерба, доказывать факт ущерба следующие истцы уже не обязаны, уточняется лишь сумма. Однако по российскому законодательству получить с РАО деньги можно только в случае, если вина энергетиков будет доказана с помощью независимых экспертов, которые, как выяснилось, в этом вопросе в большом дефиците. Но один все же нашелся — Независимый энергетический альянс.
«Марта» скрестила Real и Billa
Вчера немецкая Metro и российский холдинг «Марта» объявили о подписании соглашения о совместном развитии региональной сети гипермаркетов Real. По его условиям, «Марта» станет девелопером Real в Казани и Тольятти. Участников рынка удивил альянс ритейлеров: «Марта» уже развивает в России сеть Rewe — одного из конкурентов Real. Однако, по словам президента «Марты» Георгия Трефилова, «Metro и Rewe договорились о том, что их форматы в России не пересекаются: первые открывают здесь только гипермаркеты, вторые — супермаркеты».
Реанимация «Оки»
Производители «Оки» решили начать кампанию по продвижению автомобиля. В 50 городах России, кроме Москвы (по непонятным причинам), планируется провести серию тест-драйвов, кроме того, в течение двух-трех месяцев группа специалистов ЗМА, входящего ныне в группу «Северсталь-Авто», совместно с другим производителем «Оки» — Серпуховским автомобильным заводом (СеАЗ) — разработает проект модернизации автомобиля. При этом планируется улучшить потребительские качества машины, довести ее до стандарта Евро-II. Для этого будут изменены силовой агрегат и тормозная система, а также дизайн. Впрочем, обновленная «Ока» вряд ли продвинется дальше пробной серии, уверены участники рынка.
«Ъ» получил новых топ-менеджеров
Вчера совет директоров издательского дома «Коммерсантъ» объявил о назначении нового руководства. Гендиректором ИД стал работавший ранее в телекомпании «НТВ-Плюс» Владимир Ленский, а шеф-редактором — главный редактор издания «Газета.Ru» Владислав Бородулин. Он заступает на этот пост 22 июля. Экс-глава ИД Андрей Васильев может получить новый пост — председатель совета директоров «Коммерсанта» Юлий Дубов рекомендовал его на свое место. В любом случае Васильев по-прежнему будет заниматься украинским «Коммерсантом», возглавив его на ближайшие два года. «Но все-таки я рад буду продолжить деятельность и в головной компании»,- говорит Васильев.
Больше майонеза
В преддверии вывода на рынок двух федеральных брэндов, названия которых пока не раскрываются, холдинг «Солнечные продукты» увеличивает мощности по производству майонеза в два с половиной раза. Сейчас полностью модернизирован жировой комбинат в Саратове. К сентябрю 2005 года холдинг планирует завершить модернизацию Московского жирового комбината и Новосибирского жирового комбината. В итоге совокупные мощности «Солнечных продуктов» вырастут с 60 тыс. тонн до 152,4 тыс. тонн майонеза в год. Конкуренты сомневаются в оправданности этих действий.
«Гжелка» раздвоилась
Конфликт между ТПГ «Кристалл» и петербургским «Ливизом» за торговую марку «Гжелка» получил неожиданное продолжение. Вчера «Ливиз» начал розлив водки под спорным брэндом. «Вчера была произведена первая партия водки LГжелка¦. А через месяц начнем рекламную кампанию, где сделаем акцент на том, что водка производится в Санкт-Петербурге»,- рассказал «Бизнесу» гендиректор ООО «Гжелка» и член совета директоров «Ливиза» Юрий Локтионов. Президент ТПГ «Кристалл» Сергей Зивенко называет запуск «Ливизом» собственной «Гжелки» «очередной профанацией»: «Их доля падает, сильных брэндов нет, LДипломат не продается. Они бы лучше вкладывали в маркетинг, а так могут разориться на судебных издержках, кроме этого теряют доверие потребителей». Конфликт вокруг водочного брэнда пока не разрешен.
Инвестиционный рецепт
В большей степени предпринимателей в развивающихся странах волнуют риски, связанные с проводимой властями государственной политикой. Именно риски нестабильного законодательства значительно ослабляют интерес бизнеса к инвестированию в экономику таких стран. Как оказалось, столь сомнительное лидерство относится и к России, которая, по оценкам ВБ, занимает одно из последних мест среди стран с развивающейся экономикой по предсказуемости интерпретации нормативно-правовой базы. Такие выводы содержатся в подготовленном Всемирным банком (ВБ) докладе «Как сделать инвестиционный климат благоприятным для всех», представленном вчера российской публике.
«Альфа» занялась политикой в Турции
Длительная история с турецкими интересами «Альфа-групп» все-таки завершилась вчера заключением сделки с компанией Cukurova. В итоге «Альфа» достигла договоренности с ней о покупке 13,2% акций крупнейшего турецкого сотового оператора Turkcell Iletisim Hizmetleri AS. Известно, что против этой сделки категорически возражает скандинавская TeliaSonera, которая сама давно претендует на акции Turkcell. На днях TeliaSonera подала иск в арбитражный суд Международной торговой палаты в Женеве с требованием запретить Cukurova вести любые переговоры с «Альфой». Теперь сделка о покупке акций не может пройти до тех пор, пока не завершится судебный процесс. Поэтому «Альфа» предприняла обходной маневр: договорилась с Cukurova о предоставлении шестилетнего займа в размере $1,707 млрд и выкупе конвертируемых облигаций на сумму $1,593 млрд со сроком погашения в 2011 году. По условиям соглашения, эти облигации через 18 месяцев могут быть конвертированы в 13,2% акций Turkcell. Правда, облигации могут быть выкуплены самой Cukurova в течение полутора лет, но, учитывая гигантские долги компании, такой ход с ее стороны маловероятен.
Всплеск шампанского
Как стало известно «Бизнесу», производители «Советского шампанского» почти договорились о постепенном повышении минимальной отпускной цены к Новому году на 10% — с 53 руб. до 60 руб. Сейчас отпускная цена бутылки «Советского шампанского» начинается с 53 руб., себестоимость составляет около 20 руб., около 8 руб. «съедает» акциз. Производители отказываются подтверждать этот факт, однако признают, что хотят повысить рентабельность производства игристого вина, снизившуюся из-за лицензионных платежей. Участники рынка полагают, что дистрибуторы и розничные сети согласятся с новыми условиями — у них просто не останется выбора.
Религия для ипотеки
Международная финансовая корпорация заключила первую в своей истории сделку по финансированию банковских услуг по законам шариата. Она предоставит Saudi British Bank $50 млн для развития «исламской» ипотеки. Это один из способов кредитования покупки жилья, учитывающий требования Корана, который запрещает брать (или давать) деньги под проценты. Банкам мусульманского мира приходится использовать принципы «исламского» бизнеса, которые позволяют работать, не нарушая Корана. Часто эти ограничения сильно видоизменяют привычную структуру финансовых сделок. Saudi British Bank — один из крупнейших саудовских банков, который начал развивать ипотеку три года назад. «Исламская» ипотека отличается от обычной тем, что банк сам покупает недвижимость, а затем ее сдает в аренду на определенный срок. В арендную плату входит выплата основного долга и процентов. В собственность недвижимость оформляется тогда, когда сумма выплат достигает первоначальной стоимости квартиры или дома.
Бассейны ищут инвесторов
Столичные власти решили выделить в Северо-Восточном административном округе несколько площадок для строительства физкультурно-оздоровительных комплексов с бассейнами. Инвесторы для реализации этих проектов будут определены в конце июля на открытом конкурсе. Всего планируется выставить два лота. Первый — на строительство двухэтажного комплекса общей площадью 3,6 тыс. кв. м на проезде Шокальского, вл. 45v47, второй — на возведение пристройки к существующему спортивно-оздоровительному комплексу по улице Пришвина, вл. 20 площадью 2 тыс. кв. м. Стартовая стоимость первого лота составляет $300 тыс., второго — $200 тыс. В эту сумму входит объем компенсационных выплат инвестором городу за социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру. Шаг аукциона — $10 тыс. Эксперты считают, что без «развлекательной пристройки» реализовать проекты не получится.
Пиджак для мобильника
Продажа дополнительных услуг уже давно приносит сотовым операторам чуть ли не больший доход, чем обычные звонки. Чего пока нельзя сказать об аксессуарах к мобильникам. Ведь, в отличие от контента, какой-нибудь чехол или гарнитуру абонент покупает значительно реже. Однако с каждым годом рынок аксессуаров в России растет и ширится. Так, в прошлом году его объем превысил $390 млн. В этом году эксперты ожидают роста до $500 млн, а некоторые — даже до $700 млн. Самым типичным вариантом покупки по-прежнему остается приобретение чехла вместе с мобильником. Поэтому именно чехлы «отбирают» львиную долю всех непрофильных продаж — во многих салонах их доля доходит до 70%. Вслед за чехлами идут держатели для телефонов и устройства hands free, другие аксессуары занимают остальной сегмент почти на равных.
Контрактников вербуют в регионах
Еще недавно продажа операторских контрактов была крайне выгодным бизнесом для российских сотовых дилеров. Вознаграждение за одно подключение достигало нескольких десятков долларов. Дилеры продавали мобильники с контрактами на десяток долларов дешевле, настолько прибыльным был этот бизнес. Вокруг него даже успел сложиться целый теневой рынок, когда мелкие сотовые салоны оформляли «липовые» подключения на «добытые» ими паспортные данные. Махинации мелких дилеров ставили крест на репутации операторов. В том числе и поэтому в марте 2003 года три самых крупных оператора решили прикрыть выгодный бизнес и объявили о снижении ставок дилерского вознаграждения. Пострадали от операторской радикальности и крупные дилерские компании, у которых продажи контрактов составляли более половины всех доходов. Сегодня прибыль дилера от продажи одного контракта, как правило, не превышает $10v15. Московский рынок операторских контрактов уже близок к полному насыщению, а количество новых подключений стремится к нулю, напротив, идет переход от одного оператора к другому.
Сопротивление бесполезно
Столичные рынки уже давно поделены между игроками, и рост продаж на них в этом году практически остановился. «Лакомым кусочком» для федеральных сетей остаются региональные рынки, потенциал развития которых далеко не исчерпан. Столичные компании, используя свою известность и большие финансовые ресурсы, постепенно вытесняют оттуда местные компании. Последние или активно сопротивляются, или входят в состав франчайзинговых программ крупных сетей. Хотя рынок продаж сотовых телефонов остается одним из самых динамично развивающихся, в этом году, судя по всему, его темпы роста существенно снизятся. По мнению экспертов, основной прирост будет достигнут за счет регионов, доля которых в общем объеме рынка увеличится в полтора раза. В столицах число проданных телефонов вообще останется на уровне прошлого года. Как заявили «Бизнесу» в «Евросети», если в конце 2004 года доля десяти крупнейших розничных сетей достигала 40%, то в конце 2005-го первая десятка будет контролировать уже 65% рынка. По оценкам J-son & Partners, доли основных дистрибуторов на сотовом рынке в прошлом году распределялись следующим образом: «Евросеть» — 14%; «ВВП групп», «Связной» — по 9%; Divizion, «Телефорум», «Северен» — по 7%.