Подарок для бабушек
Члены бюджетного комитета Госдумы рекомендовали вчера нижней палате парламента не облагать пятипроцентным налогом на дарение дорогостоящие подарки от бабушек, дедушек, внуков, сестер и братьев, добавив их, вопреки пожеланиям Минфина, в список близких родственников. Неудовлетворенный такой щедростью депутатов Минфин пообещал сделать все возможное, чтобы заблокировать эти новации. По мнению экспертов, позицию Минфина можно понять. Достаточно длительное время собственность оформлялась не на истинного владельца, а на членов его семьи. Сегодня идет процесс легализации доходов. Перевод же собственности непосредственно на владельца стоит больших денег. Отмена налога на дарение для близких родственников позволит многим предпринимателям оформить бесплатно собственность на себя. Минфин же не хочет терять контроль над этими деньгами.
Долларовые вклады принесли доход
Впервые с осени прошлого года граждане, хранящие свои деньги в долларовых депозитах, получили повод порадоваться. Благодаря росту курса доллара и низкой инфляции эти вклады показали положительную доходность на уровне 0,56v0,85%. Впрочем, радость не будет долгой — эксперты прогнозируют, что доллар скоро упадет, а весь доход по вкладам к концу года съест инфляция.
Десять зон для России
Завтра Госдума, судя по всему, одобрит в первом чтении законопроект «Об особых экономических зонах». Уверенность в его принятии у Минэкономразвития настолько велика, что чиновники уже определили количество ОЭЗ, которые будут созданы в 2006 году,- десять, и начали принимать заявки от регионов на право реализовывать эти проекты на своих территориях. Заявки поступили от Калужской и Новосибирской областей, Чувашии, Находки и Калининграда, а также от наукоградов Московской области. Власти Подмосковья уже подписали с Мининформсвязи соглашение, согласно которому в Дубне и Черноголовке появятся IT-технопарки, инвестиции в которые оцениваются почти в $1,5 млрд. Не исключено, что еще один технопарк будет построен в подмосковном Троицке.
ВАС защитил «упрощенцев»
Предприниматели, использующие упрощенную систему налогообложения (УСН), не обязаны платить подоходный налог с санаторных путевок и единый социальный налог (ЕСН) с суточных, превышающих 100 руб. Правда, чтобы добиться исполнения этих положений Налогового кодекса (НК), бизнесменам иногда приходится обращаться в Высший арбитражный суд (ВАС), так как не всегда налоговые органы готовы с этими положениями мириться.
Рестораны на колесах неинтересны бизнесу
В связи с острой проблемой пополнения парка вагонов-ресторанов РЖД предложили физическим и юридическим лицам инвестировать в строительство новых вагонов-ресторанов и в дальнейшем самостоятельно оказывать пассажирам услуги питания. Сейчас в России существует 32 коммерческие организации, которые берут вагоны-рестораны в аренду, и именно их в первую очередь РЖД видят потенциальными инвесторами. Несмотря на то что РЖД обещают всю выручку оставлять предпринимателям (они должны будут нести лишь расходы по техосмотру и ремонту вагона), в этих компаниях к инициативе госмонополии относятся скептически из-за высокой стоимости вагона и, соответственно, длительного срока окупаемости.
И ты, прут?!
Не успел Михаил Фрадков подписать постановление «О введении антидемпинговой пошлины на швеллеры из Украины», как российские металлурги инициировали новое разбирательство. Как и предсказывал «Бизнес», теперь Минэкономразвития начинает повторное расследование в отношении импорта с Украины в Россию прутков для армирования железобетонных конструкций. Заявители — «Евразхолдинг», «Мечел» и «Северсталь» с 2002-го по 2004 год произвели около 79,6% от общего объема производства прутков в России. Пострадают в результате строители: арматура занимает до 20% в стоимости материалов при строительстве монолитных домов. Впрочем, обходные пути уже найдены: можно закупать столь же недорогую белорусскую арматуру.
Президиум ВАС отправил налог на прибыль в отпуск
Налоговый кодекс требует, чтобы «недоиспользованные суммы» резерва расходов на предстоящую оплату отпусков в конце года были обложены налогом на прибыль. Однако кодекс не уточняет, что такое «недоиспользованные суммы». Хотя федеральное и московское налоговые ведомства толкуют это понятие в целом в пользу налогоплательщика, ситуация могла резко измениться — их подход был атакован в президиуме Высшего арбитражного суда. К счастью, новый федеральный прецедент (в деле металлургического завода «Петросталь» против МИМНС по крупнейшим налогоплательщикам Санкт-Петербурга) создан в пользу налогоплательщиков: попытка освобождать от налогов только фактически выплаченные суммы отпускных провалилась.
Санитары ушли от обязанностей
Проводить санитарно-эпидемиологическую экспертизу на предприятии вовсе не обязательно, даже если того требует сам владелец торгового объекта. Такое решение принял недавно Московский арбитражный суд, отказав в иске предпринимателю Игорю Чиликину, который требовал от Роспотребнадзора проведения такой экспертизы в его торговой палатке и выдачи соответствующего заключения. Предприниматель уверен: чиновники просто опасаются, что это заключение станет для него козырем в дальнейших судебных тяжбах с московским правительством, с которым он судится уже не первый раз.
Квартиры с жучком
Министерство внутренних дел совместно со столичными властями собирается обязать строителей с 2006 года оборудовать квартиры в новых домах охранной сигнализацией. Как заявил вчера начальник управления вневедомственной охраны при ГУВД Москвы полковник милиции Александр Благов, стоимость установки (порядка $100) и обслуживание, скорее всего, лягут на плечи жильцов. По мнению полковника, для людей, покупающих жилье в новостройках, «еще около $100 для оборудования квартиры сигнализацией» не окажутся большими расходами.
Отвлекающий маневр Усманова
Владелец «Уральской стали» Алишер Усманов в очередной раз взбудоражил общественность неоднозначным заявлением. По его словам, компания утратила интерес к приобретению комбината «Криворожсталь», нацелившись на инвестиции в европейскую металлургию. Одни аналитики считают, что это высказывание было направлено на усыпление бдительности, чтобы в конечном итоге купить украинский актив при низкой стартовой цене. Другие полагают, что это может означать подвижки в переговорном процессе с правительствами соответствующих государств бывшего СССР по созданию Евразийской горно-металлургической группы.
ЕТК опять взвинтила цены на содовую
«Единая торговая компания» продолжает наступление на содовый рынок. Не успели высохнуть чернила на мировой с ФАС по поводу монополизации рынка каустической соды, как компания с 1 июня на 18% подняла цены на соду кальцинированную. В выигрыше остались ЕТК и предприятия химической промышленности, которые охотно реализуют свою продукцию через ЕТК. В проигрыше — стекольщики, лесопромышленники, производящие целлюлозу, и мыловары. Аналитики не исключают, что ЕТК ждет очередной затяжной процесс с ФАС, поскольку компания едва ли станет самостоятельно снижать цены.
LG поменяла букву
Компания LG Industrial Systems (LGIS) объявила о ребрэндинге в рамках реструктуризации LG Corp. Теперь компания будет называться LS (Leader Solution). На рынке уверены, что ребрэндинг должен дистанцировать премиальное электрооборудование LG от массовой продукции LG Electronics. Продукция LGIS до конца 2005 года будет продвигаться под двойным брэндом LG LS, с 2006 года останется только LS. Корпорация заявила, что расширяется в сторону сегмента hi-end. Однако полного перепозиционирования продукции LGIS в сторону более высокого ценового сегмента не будет — в товарную линейку просто будет добавлен ряд премиальных товаров.
Пробный шар для «Цифрограда»
Крупнейший региональный ритейлер сотовой связи «Цифроград» решил выйти на рынки Москвы и Санкт-Петербурга. Сеть подписала франчайзинговое соглашение с крупной петербургской сетью «Техносвязь». Все 74 магазина «Техносвязи» будут переименованы в «Цифроград», а до конца лета 2005 года сеть «Цифроград» в Петербурге увеличится до 100 салонов, что позволит занять 16% рынка. После выхода в Санкт-Петербург «Цифроград» в конце 2005 — начале 2006 года планирует выйти и на московский рынок. Но московский рынок высококонкурентен, и единственный вариант выйти в столицу — купить одного из местных игроков, говорят в компании.
Сотовые телефоны от производителя DVD-плейеров
Известная в России дешевыми DVD-проигрывателями китайская BBK Electronics выходит на рынок сотовых телефонов. Эксперты указывают, что выбранный BBK сегмент аппаратов-раскладушек стоимостью $100v150 занят, поэтому производителю придется серьезно вложиться в рекламу и дистрибуцию.
«Ока» окончательно обмелела
Серпуховский автомобильный завод из-за снижения продаж приостановил на 12 дней производство «Оки». Без модернизации производители этого автомобиля не смогут добиться подъема продаж, говорят дилеры. Но инвестировать в «Оку» ни один из двух заводов, производящих эту машину, не собирается. После модернизации машина станет дороже и вряд ли сможет конкурировать с корейскими малолитражками, считают аналитики.
Siemens Mobile стал китайским
Компания Siemens все-таки решила отказаться от убыточного производства мобильных телефонов. Свое мобильное подразделение, которое в конце прошлого года было выделено в отдельную компанию, концерн фактически продал за 350 млн евро тайваньскому BenQ. За собой Siemens оставила только 12,5% акций. Аналитики опасаются, что BenQ может «похоронить» всемирно известный мобильный брэнд Siemens. В России проблемы с продажей телефонов этой компании начались еще в начале года, и скоро ситуация станет критической.
«Евроцемент» зачищает дилеров
Лидер российского цементного рынка «Евроцемент груп» резко сокращает число дилеров — с двухсот до десяти-двадцати. В «Евроцементе» заявляют, что заняться дилерской «зачисткой» компанию вынудило сокращение доходов. Исходя из того, что порядка $15v20 за тонну приходится на посредническую маржу, недополученная прибыль «Евроцемента» составила около 4 млрд руб. (в 2004 году компания произвела 9,6 млн тонн). В компании уверяют, что большая часть «недополученных» средств досталась строительным компаниям — все крупные стройкомпании обзавелись «дочками» — поставщиками цемента для «матерей», которые покупали цемент по одной цене, а поставляли на стройки по другой. рик. Аналитики считают, что, уменьшив число посредников, компания рассчитывает остановить резкий рост цен на цемент, которым уже заинтересовались контролирующие органы.
Citigroup осуществила транзакцию в никуда
Citigroup сообщила о пропаже данных о 3,9 млн своих американских клиентов. Конфиденциальная информация включала имена клиентов, их номера социального страхования, данные о совершенных операциях и полученных кредитах. Коробка с носителями исчезла при перевозке в кредитное бюро Experian в штате Техас, которую осуществляла всемирно известная компания UPS.
Шекспировские страхи
Брать или не брать? Вопрос, стоит ли страховать корпоративный автопарк, неизбежно возникает у любого флит-менеджера (человека в компании, ответственного за автопарк). Даже у профессиональных управленцев автопарками нет единого мнения по вопросу, страховать или нет. Страхование автопарка, особенно когда он большой, может быть невыгодным в финансовом плане. При большом гараже (от 100 машин) страховка уже невыгодна — действуют закон больших чисел, а также теория вероятности. И оплата страховой премии за 100 машин с лихвой покроет затраты на ремонт.
Страховой союз заключается не на небесах
Крупные компании, не имеющие отношения к страховому бизнесу, являются желанными клиентами для страховщиков. Поэтому выбор партнера они нередко проводят на тендерной основе. В тендере учитываются различные факторы, в частности, тарифы, оперативность обслуживания, наличие широкой сети филиалов страховой компании. Правда, участвовать в тендере не всегда заинтересованы все участники страхового рынка. Особенно когда речь идет о транспортных компаниях. При выборе страховой компании следует обращать внимание на рекомендации коллег по цеху, других участников рынка и в последнюю очередь на рекламу. Участники рынка заметили, что клиент все чаще стал смотреть не только на цену услуги, но и на ее качественный состав: быстроту процедур, удобство сервиса и своевременность выплат.
Борьба за парки
Добровольное страхование автомобилей от угона и ущерба (каско) корпоративных клиентов на отечественном рынке в общем портфеле по каско ведущих страховых компаний составляет 30v40%. Страховщикам нравится работать с корпоративными клиентами за их низкую (по сравнению с частниками) убыточность, поэтому они считают это направление бизнеса перспективным и планируют активно его развивать.