Показательное покаяние
Вчерашнее заседание расширенной коллегии Минфина, на котором присутствовали руководители главных министерств и премьер-министр Михаил Фрадков, стало, по сути, актом покаяния власти перед бизнесом. Чиновники пообещали в ближайшее время заново завоевать доверие предпринимателей и ради этого даже готовы несколько ограничить права налоговой службы. Восстановление хороших отношений с бизнесом премьер-министр Михаил Фрадков назвал важнейшей задачей Минфина. Он дал понять, что крайне недоволен работой финансового ведомства. После этого Кудрину ничего не оставалось, как повиниться перед начальником. По словам министра финансов, восстанавливать доверие к власти чиновники планируют с помощью целого ряда мер. Главное — это усовершенствование налогового администрирования.
Победа за малым
Бизнес празднует промежуточный успех. Многодневный марафон убеждения и споров завершился согласием Минфина внести правильные, с точки зрения предпринимателей, поправки по налоговому администрированию на рассмотрение правительства. Сегодня пройдет очередное заседание рабочей группы, состоящей из представителей деловых организаций и чиновников, на котором будут расставлены все знаки препинания. Оказалось, что власть умеет слышать, но для этого необходимы мощные совместные усилия всего бизнес-сообщества.
Господдержка для малого экспорта
Минэкономразвития разрабатывает программу поддержки экспортно ориентированного малого бизнеса, доля которого в структуре российского экспорта сегодня ничтожна мала. Она предусматривает частичную оплату государством документов, разрешающих вывоз продукции за рубеж, аренды там выставочных площадей и субсидирование ставок по кредитам, необходимым предприятиям для производства экспортных товаров. Проект вписывается в постановление правительства об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств из федерального бюджета на поддержку малого предпринимательства. Из общей суммы помощи в 1,5 млрд руб. малым экспортерам достанется 450 млн руб.
Неподсудные штрафы
Председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов предлагает законодательно оградить суды от рассмотрения дел по взысканию мелких штрафов: «Необходимо увеличить роль досудебного урегулирования административных споров и установить лимит на сумму штрафов, взимание которых должно происходить через суды». Иванов предложил, в частности, установить минимальный размер для физических лиц в 50 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) и для юридических лиц — 1000 МРОТ. Если позиция ВАС будет поддержана, то штрафы до 5 тыс. руб. для граждан и до 100 тыс. руб. для компаний будут взиматься без решения суда. В то же время любое лицо, которое не согласно с начисленным штрафом, не лишается права обжаловать взыскание в суде. Просто обязательность этой процедуры будет отменена.
Двойная прибыль
Свободные средства городского бюджета Москвы временно будут размещать на депозитных счетах банков на конкурсной основе. Тендер по отбору банков должен быть проведен до 1 июня текущего года. Таким образом власти планируют убить двух зайцев: получить дополнительную прибыль и «помириться» с ФАС, обвиняющей московское правительство в несоблюдении антимонопольного законодательства. Однако, по мнению экспертов, конкурс будет готовиться в расчете на банки, с которыми традиционно работает правительство Москвы. Это Банк Москвы, Сбербанк, Внешторгбанк, Альфа-банк и другие наиболее крупные реально работающие банки, имеющие развитую филиальную сеть.
Новая крыша для элитных коттеджей
В Подмосковье построен завод черепицы
Производитель строительных материалов «ТехноНИКОЛЬ» выводит на российский рынок новый продукт класса премиум. Компания в мае запускает завод по производству композитной черепицы Luxard в подмосковном Воскресенске. Участники рынка считают, что если «ТехноНИКОЛЬ» не изменит заявленную цену в 18 евро за квадратный метр, то Luxard вытеснит с рынка дорогую керамическую черепицу.
Дистрибуторы рвутся в ритейл
На российском рынке бытовой электроники за неполный год появился второй ритейлер, пришедший из оптовой торговли. Вслед за дистрибуторской компанией «Корсо», которая развивает сеть «Эксперт», о создании собственной розничной сети заявил еще один оптовик — «Арконада». Интерес к рознице дистрибуторы объясняют понижением рентабельности своего основного бизнеса (маржа сократилась до минимума: по телевизионной и аудиотехнике она не превышает 4%, по бытовой технике — 3v5%). Рабочее название проекта — «Арконада-ритейл». Известно, что на первоначальном этапе франшиза будет бесплатной.
Heinz купит «Петросоюз»
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила ходатайство Heinz о приобретении долей в 11 предприятиях петербургского производителя кетчупов «Петросоюз», в том числе в одноименной промышленной группе «Петросоюз», «Петрополимере», «Отрадном», «Ленпродукте», Петербургской продовольственной корпорации, «Нашей продовольственной компании» и Ивановском маргариновом заводе. Участники рынка сомневаются в успехе Heinz в России. Если целью покупки была дистрибуционная сеть, которая является одной из самых развитых в отрасли, Heinz будет продвигать свои международные торговые марки кетчупов и их доля рынка подрастет, а если же Heinz привлекли торговые марки «Петросоюза», то совокупная доля обеих компаний принципиально не изменится, считают эксперты.
Таганрогский Hyundai для центра Москвы
Таганрогский автомобильный завод показал в Москве свою новую модель — малотоннажный грузовик Hyundai Porter. Несмотря на то что сборка машины начнется уже в мае, до сих пор неизвестно, сколько будет стоить модификация с фургоном (бортовой с тентом обойдется в 330 тыс. рублей), какой будет гарантия и сколько машин планируется произвести и продать. Тем не менее у автомобиля неплохие шансы: в России нет другого коммерческого автомобиля грузоподъемностью 1 тонна, говорят эксперты, а значит, центр Москвы доступен ему без специального пропуска.
Двое — уже команда
Компания МТС вчера объявила о новом тарифе — «МТС. Команда», ориентированном на совсем небольшие компании. Обслуживаться в этом тарифе могут всего два сотрудника. По мнению аналитиков, тем самым МТС первой из российских сотовых операторов начала кампанию по переведению абонентов с авансовых на кредитные платежи. Раньше самым либеральным подходом к корпоративным тарифам отличался «Билайн», который позволял подключаться к своему тарифу «Компания 100» при наличии трех номеров. По своему наполнению и стоимости «МТС. Команда» практически ничем не отличается от тарифов других операторов.
Железные дороги уходят в Сеть
Вслед за авиакомпаниями бронирование билетов через интернет собираются ввести железнодорожники. «Российские железные дороги» планируют запустить эту услугу с 1 июня. Места на поезда дальнего следования можно будет зарезервировать за двое суток. При этом необходимо будет указать данные документа, удостоверяющего личность, и полные реквизиты поездки. Проездные документы можно потом выкупить в билетной кассе РЖД или агента.
Гадание на пуле
В истории с «Силовыми машинами» рано ставить точку. Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко допускает возможность формирования пула инвесторов для покупки концерна. Ранее такую же точку зрения изложил «Бизнесу» руководитель Федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин. Дело в том, что коллективный и чисто российский собственник очень удобен государству
Золотая страховка «Норникеля»
«Норникель» увеличит уставной капитал своей золотодобывающей «дочки», ЗАО «Полюс», на $1,3 млрд. Нужно это для перевода на баланс «Полюса» принадлежащего «Норникелю» 20-процентного пакета южноафриканского золотодобытчика Golf Fields. В результате «Полюс» превратится в одну из крупнейших золотодобывающих компаний мира с капитализацией более $4 млрд. Представители «Полюса» заявляли, что вслед за консолидацией активов будет проведено IPO, после чего возможен вывод ценных бумаг компании на западные биржи, а акционеры «Норникеля» минимизируют политические риски.
У «Аэрофлота» отбирают $300 млн
Через девять лет «Аэрофлот» лишится серьезной статьи дохода — роялти за перелет западных авиакомпаний над территорией России, которое ежегодно приносит национальному перевозчику $300 млн. Отмена этого сбора была одним из условий присоединения России к ВТО, и до 10 мая соответствующее соглашение с ЕС подпишут российские власти.
Преломление властной вертикали
К борьбе федеральных властей с якутскими, имеющими примерно равные блокпакеты акций, за контроль над АК АЛРОСА подключилась широкая общественность: в республике начались демонстрации в поддержку ее главного достояния. Понять накал страстей можно: речь идет о $500 млн чистой прибыли, две трети которой сегодня протекают мимо федерального центра. Благодаря «интересантам» из народа, государству вернуть контроль над АЛРОСА методом блицкрига уже не удастся. Сейчас в Якутии идет планомерная скупка акций у миноритарных владельцев. Но государству, по мнению экспертов, придется наращивать свой пакет до контрольного более извилистым путем, сначала увеличивая свой вес в компаниях, технологически связанных с АЛРОСА, а уже эти компании, записанные на баланс АЛРОСА, смогут инициировать и профинансировать допэмиссию.
Банк на колесах
На российский рынок готовится нашествие новых кредитных форм: субсидировать покупку автомобилей будут сами производители. Но если в Европе и Америке у них это получается успешно, то в России финансовые «дочки» автогигантов могут столкнуться с типично российскими проблемами. В свою очередь российские автопроизводители и аффилированные с ними структуры имеют уже небольшой опыт «собственных» кредитов, и назвать его удачным нельзя. На прошлой неделе о возможном приходе в Россию объявили сразу две структуры: финансовое отделение корпорации General Motors — General Motors Acceptance Corporation (GMAC) и Renault Finance Service.
Кредит плюс trade-in равно «обратный выкуп»
На рынке автокредитования появились программы для клиентов, часто меняющих автомобили. Им предлагается купить машину в кредит за полцены, а через два-три года продать ее дилеру или, доплатив, обменять на новую. Такие предложения выгодны для дилеров и удобны для клиентов, особенно в сегменте премиум. Участники рынка отмечают, что сложность восприятия клиентом этого продукта тормозит его развитие. Но в ближайшее время, говорят они, программа получит широкое распространение — классический кредит тоже был признан клиентами не с самого начала.
Кредитный двигатель иномарок
Рынок автокредитования, пожалуй, является одним из наиболее динамично развивающихся. За последние полгода он вырос примерно на 5%, в то же время условия по кредитам улучшаются, а средняя процентная ставка снижается. По мнению участников рынка, уже к концу года в кредит будет приобретаться до 40% всех иномарок в России. И именно благодаря кредиту иномарки стали еще более сильными конкурентами отечественным автопроизводителям. Одной из основных тенденций участники рынка считают рост программ экспресс-кредитования.
Бесплатный кредит: как выбрать мышеловку
Одной из тенденций рынка автокредитования в последнее время стал рост популярности программ покупки автомобиля в рассрочку. От классического кредита они отличаются отсутствием процентов: клиент выплачивает только основной долг. За полгода существования схемы на рынке условия по этим программам несколько улучшились: срок займа в некоторых случаях увеличен до двух и даже трех лет, а минимальный взнос снижен до 30% в зависимости от марки.