PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

АНОНСЫ ИЗДАНИЙ

БИЗНЕС ЗА 10 МИНУТ

Мажоритарный шантаж
Депутаты Госдумы под давлением со стороны администрации президента решили осложнить крупным акционерам принудительную скупку акций миноритариев. Вчера в Госдуму были внесены поправки в закон об акционерных обществах, которые предлагают наделить правом принудительного выкупа акций лишь тех акционеров, которые смогут консолидировать в своих руках не менее 95% акций компании, а не 90%, как предлагалось ранее. Впрочем, эксперты констатируют, что приобретение выше 51% акций предприятия уже является контрольным пакетом и ничто не изменится, если в результате у акционера будет 95% акций, а не 90%. В результате мелких акционеров больше волнует предложенная справедливая цена за акции, а этот вопрос, по мнению аналитиков, требует детальной проработки.

Скоростное проедание
Россия теряет свои богатства со скоростью 10,7% в год. Эти сенсационные данные на прошлой неделе опубликовал Всемирный банк в докладе «Индикаторы мирового развития — 2005». По валовому национальному доходу Россия занимает 16-е место в мире. Однако, если посмотреть на ВНД на душу населения, скорректированный с учетом паритета покупательной способности национальной валюты (основной индикатор благосостояния населения), то здесь Россия находится на 82-м месте. Остается утешаться лишь тем, что большинство республик распавшегося СССР расположились в рейтинге еще ниже.

Импортерам сахара обеспечили сладкую жизнь
В Россию снова может хлынуть поток дешевого сахара под видом сахарного сиропа. Как стало известно «Бизнесу», недавно Федеральная таможенная служба отменила письмо ГТК, запрещавшая ввоз сахарного сиропа из Калининграда и Магадана. Союз сахаропроизводителей России уже готовит письмо в правительство с просьбой вернуть заградительную меру. Глава Союзроссахара Сергей Миронов приводит в пример подобную ситуацию, когда в 2002v2003 годах в Россию под видом сахарного сиропа было ввезено больше 1,1 млн тонн сахара из Украины, еще 40 тыс. тонн — из Белоруссии. По оценкам экспертов, беспошлинно ввезенный через Калининград сахар может быть дешевле российского примерно на 30%.

Гастарбайтеры спасли бизнес
Неожиданным образом индивидуальному предпринимателю удалось дать отпор сотрудникам правоохранительных органов, пытавшихся инкриминировать ему уголовное преступление, которого он на самом деле не совершал. Уголовное дело по справедливости можно назвать сфабрикованным. Как заявляет сам предприниматель, пожелавший остаться неназванным, местное отделение службы в Южном административном округе Москвы указало ему на ряд нарушений, связанных с бухгалтерской отчетностью и под угрозой наложения высоких штрафных санкций и приостановления торговой деятельности «уговорила» подписаться под собственным приговором. Обвиняемый доказал, что у него работали иностранные граждане, которые до 2003 года не должны были платить российский налог. Во время судебного заседания прокурор сам отменил обвинение, поняв, что галочки для отчета не получится.

ФАС раздала налогоплательщикам авансы
Представим себе ситуацию (вполне, кстати, типичную): компания получила от покупателя своей продукции аванс, но налоговую базу по НДС не увеличила и налог с этого аванса не уплатила. Затем товар был поставлен покупателю, в результате чего налогоплательщик получил право на возмещение НДС. Может ли налоговый орган, установив в дальнейшем факт неуплаты НДС с аванса, взыскать с налогоплательщика соответствующую сумму налога? Решение ФАС Московского округа свидетельствует, что нет.

Арендный потолок
В следующем году стоимость аренды помещений в Москве возрастет как минимум на 30%. При этом чиновники утверждают, что по-прежнему намерены сохранять льготы для малого бизнеса. О том, как столичные власти планируют взаимодействовать с бизнесом, «Бизнесу» рассказал первый заместитель мэра Москвы, руководитель комплекса экономической политики и развития города Юрий Росляк.

Льготный «быт»
Малый бизнес Москвы сможет поучаствовать в специализированных конкурсах по предоставлению в аренду на льготных условиях помещений для предприятий бытового обслуживания. Подписанное на днях постановление правительства Москвы №200-ПП «Об основных направлениях развития бытового обслуживания в Москве до 2008 г.» устанавливает для социальных предприятий бытового обслуживания льготную ставку арендной платы в размере 50% от минимальной ставки аренды. Для того чтобы получить столь заманчивые преференции, предприятию необходимо пройти аккредитацию и соответствовать ряду критериев.

Молоко для новых руcских
Компания Василия Бойко «Вашъ финансовый попечитель», скупившая 15 тыс. га земли в Рузском районе Московской области, придумала, что делать с доставшимися ей сельскохозяйственными активами. Компания инвестирует $200 млн в создание холдинга «Русское молоко», который собирается занять доминирующее положение в сегменте премиум (от 100 руб. за литр). В ближайшие три года «Русское молоко» собирается увеличить мощности с 50 тонн до 70 тонн, затем — до 300 тонн молока в сутки и получить сертификат качества ISO 9001 и начать производство молочной продукции по евростандарту, то есть без использования консервантов и пищевых добавок. Участники рынка сомневаются, что «Русское молоко» может рассчитывать более чем на 1% этого сегмента.

Гжель от «Гжелки» не улетит
Вчера Арбитражный суд Московской области признал недействительными договоры между промышленным объединением «Гжель» и ООО «Гжелка» об авторских правах на изображение птицы Гжель и оригинального шрифта на этикетке водки «Гжелка». Тем самым ТПГ «Кристалл» Сергея Зивенко удалось отстоять свои права на известный товарный знак. Суд принял во внимание аргументы ТПГ «Кристалл», основанные на том, что договоры были сфальсифицированы. Именно на этих договорах базировались все притязания оппонентов ТПГ «Кристалл» на товарные знаки «Гжелка», теперь все претензии становятся необоснованными. Решение может стать поворотным в споре за водочный брэнд «Гжелка».

«Корос» упакует Россию
Как стало известно «Бизнесу», дистрибутор упаковочных материалов группа компаний «Корос» решила обзавестись собственным производством. К концу 2005 года компания запустит в Тверской области первый в России завод «Профупак» по выпуску упаковочной полиолефиновой пленки, в которую пакуют хлеб. Однако в России пока не запрещена ПВХ-пленка, содержащая вредный для здоровья хлорид, которая гораздо дешевле.

«Газель» остается монополистом
Рынок иностранных коммерческих автомобилей в первом квартале вырос на 30%. В то же время общий рынок в этом сегменте по-прежнему остается за отечественными производителями: их доля достигает 96%. Доля «Газели» в своем сегменте остается подавляющей — иностранным конкурентам остается лишь 1,9%. В то же время на рынке «каблуков» — то есть автомобилей грузоподъемностью до тонны — доля отечественных производителей не столь велика. Иж-2717 оставляет всем иностранным конкурентам 11,7% рынка (при этом «Бизнес» не располагает данными по продажам коммерческих автомобилей ВИС и УАЗ). Что касается иностранных компаний, то они увеличили продажи на рынке легковых автомобилей на 45% (подробнее «Бизнес» напишет об этом в специальном обозрении «Транспорт» в среду). Аналитики расходятся во мнении, как долго русские машины смогут удерживать свое положение. В то же время они уверены, что 2005 год будет очень успешным для иностранных производителей.

Дивиденды вместо контроля
Владельцы Московской нефтегазовой компании, основного акционера Московского НПЗ, успешно отбиваются от совладельцев завода, пытающихся перехватить контроль над предприятием. Вчера один из основных акционеров завода, британская компания Sibir Energy, сообщил, что благодаря успешному решению спорных вопросов МНГК сохранит контроль над НПЗ, обеспечивающим свыше 50% потребностей столичного региона в топливе.

Конкурент для «Норникеля»
Входящая в империю Виктора Вексельберга компания «Ренова-проект» купила пакет акций производителя платиноидов «Корякгеолдобычи» (пакет «Реновы» будет составлять 72,2%). ЗАО «Корякгеолдобыча» — очень закрытая компания. Ни структура акционерного капитала, ни бенефициарии компании неизвестны. Стоимость «Корякгеолдобычи», по мнению экспертов, может составлять $150v250 млн. По сведениям «Бизнеса», корякская компания войдет в международный платиновый холдинг, который строит Виктор Вексельберг. В результате на рынке появится компания, способная составить конкуренцию «Норникелю».

Алюминия без газа не бывает
Одобрение российским президентом инициативы Газпрома по введению свободных цен на газ для промышленности уже дало первые плоды. Дочернее предприятие СУАЛа ЗАО «Коми Алюминий», приостановило разработку проектной документации на строительство алюминиевого завода. Участники двухмиллиардного проекта опасаются, что вслед за газом взлетят цены на электроэнергию для завода. По мнению аналитиков, развитие событий может повторить недавнюю борьбу РАО ЕЭС и «Русала» за Богучанскую ГРЭС.

Латвийское посольство решило перестраховаться
В ближайшее время российские туристы лишатся возможности приобрести полис страхования для выезжающих непосредственно у стен посольства Латвии — запрет на работу страховых агентов у посольства выдвинула латвийская сторона. По мнению латвийских дипломатов, страховые агенты, кроме продажи полисов, занимаются «непрофильным» бизнесом — помогают заполнять анкеты и даже продают места в очереди. Видимо, помощь в заполнении анкеты страховые агенты использовали в виде своеобразного маркетингового приема — чтобы втереться в доверие к клиенту и продать ему именно свой полис.

Осознать и исключить риск
На смену страхованию только основных материальных активов, причем часто через кэптивного страховщика, приходит внедрение собственных подразделений риск-менеджеров на предприятиях. Их главная задача — комплексное управление рисками. Пока позволить себе такой дорогой сервис могут лишь крупнейшие компании. Однако страховщики начали помогать и клиентам поменьше делать первые шаги в полной оценке рисков. Обновление основного производства, инфляция, изменение валютного курса, закрытие убыточных подразделений, конкуренция, влияние человеческого фактора. Эти и тысячи других вопросов ежедневно решаются на каждом предприятии, часто совсем незаметно ставя под вопрос успешность всего бизнеса. В мировой практике управлением этими процессами занимаются специальные подразделения риск-менеджмента.

Алиби непоколебимо
Ошибки аудиторов при составлении отчетности, оценщиков при оценке стоимости имущества, неверное нотариальное засвидетельствование сделок и документов — ответственность за подобные недочеты несут сами продавцы услуг. Страхование их профессиональной ответственности является обязательным (соответствующие законы были приняты в 1993, 1998 и 2003 годах). Однако лимит ответственности либо не предусматривается вовсе, либо устанавливается на мизерном уровне. Некоторые компании, проводя отбор аудиторов, требуют наличие страхового полиса с покрытием, существенно превышающим установленный законом минимум. Однако такая практика пока не стала обыденной в силу невысокой страховой культуры существенной части потребителей.

Ошибки ценою в жизнь
Страхование профессиональной ответственности медиков пока не получило в России такой популярности, как в развитых западных странах. Это легко объяснить недавней традицией частной врачебной практики. Впрочем, проблема не только в молодости рынка, но и в том, какие продукты предлагают отечественные страховщики. В России страховка покрывает только материальный ущерб. В случае если пострадавший документально подтвердит причиненный ему из-за неправильно поставленного диагноза или при проведении операции вред, ему возместят в том числе, к примеру, заработок и дополнительные расходы на восстановление здоровья. Однако эксперты отмечают, что факт причинения вреда труднодоказуем. Между тем постепенно из-за роста претензий увеличивается число желающих приобрести полис.

(19.04.2005)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии