PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

АНОНСЫ ИЗДАНИЙ

Читайте в новом номере журнала «Эксперт»

В продаже с 26 апреля

В НОВОМ НОМЕРЕ:
• ПОЧЕМУ МЫ ПОБЕДИЛИ
• ГИТЛЕР НЕДООЦЕНИЛ МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СССР
• ФИНАНСОВАЯ ПИРАМИДА НАЦИСТСКОЙ ЭКОНОМИКИ
• ВОЙНА БЫЛА ВЫИГРАНА ЛЕТОМ 1941 ГОДА

ТЕМА НЕДЕЛИ: 65 ЛЕТИЕ ПОБЕДЫ

Без простой победы
Военный конфликт между Германией и СССР был неизбежен. Однако события развивались таким образом, что Советский Союз получил важные преимущества, что определило логику завершения войны.
И в России, и на Западе нет единой точки зрения на то, что стало причиной победы СССР в войне над нацистской Германией. Одни называют произошедшее чудом, другие считают, что поражение Гитлера было закономерным.

Целью плана «Барбаросса» было достигнуть линии Архангельск—Астрахань. Сделать это не удалось. И есть несколько ключевых аспектов. Например, Гитлер постоянно мешал своим генералам, меняя направления наступления то на юг, то в центр, то на север. Результатом этой неразберихи и стал неуспех плана. Одной из ключевых причин провала Гитлера оказалась Украина. Многие на Украине были настроены антисоветски и антирусски. Но вместо освобождения немцы принесли на Украину репрессии и насилие. В результате большинство населения поддержало Москву. Также одним из провалов плана «Барбаросса» стало то, что немцы не смогли взять Мурманск, который позже оказался важен, как транспортный коридор для союзников. Также операция на Кавказе приблизила Гитлера к нефти, но удлинила линию фронта на тысячи километров, распылив силы немцев.

Одной из ключевых причин того, что СССР устоял, была его промышленность. Успешная эвакуация заводов и рабочих из западных районов на Урал и в Сибирь стала настоящим чудом. Огромную роль сыграл демографический фактор. Население СССР было значительно больше населения Германии. И главное, самоотверженность Красной Армии и тыла принесло в итоге Победу.

Чудеса и аномалии великой войны
В 1941—1945 годах события пошли по наименее вероятному из возможных вариантов. Более логичным результатом советско-германского противоборства стал бы Брест-Литовский мир-2 в 1942 году
Была ли возможна победа гитлеровской Германии над СССР? Ответ во многом зависит от того, что считать победой. Если полную оккупацию страны — то шансов у Германии, разумеется, не было. Однако возможны и другие понимания победы. Так, после Великой Отечественной войны в умах российского генералитета сложился прочный стереотип, что победить — значит повесить свой флаг на самом большом здании во вражеской столице. Шансы немцев на такую победу были вполне реальны — большинство историков признает, что, не задержись Гитлер с нападением на СССР из-за ожесточенного сопротивления сербов весной 1941 года, немецким войскам не пришлось бы сражаться помимо Красной армии еще и с осенней распутицей и ранними морозами, и Москву немцы бы взяли.

«Цель войны — мир, наиболее комфортный для победителя». Исходя из такого понимания величайшего стратега мировой истории 19 в. Карла Клаузевица, победой Гитлера над СССР стало бы заключение выгодного ему мирного договора, своего рода Брест-Литовского мира-2.

Выстоять — исторический долг
Русско-японская война привела к революции 1905 года, Первая мировая — к Февральской революции, а за Афганской войной последовал распад Советского Союза. Почему же в 1941—1942 годах, испытав несравнимо более тяжелый удар, СССР не распался?

Трудно понять победу Советского Союза над нацистской Германией, сравнивая лишь экономический потенциал противников. ВВП довоенных Германии и СССР был практически одинаковый, а на 1942 год совокупная экономическая мощь Германии, с учетом завоеванных территорий, превосходила мощь урезанного СССР в несколько раз. Тем не менее Красной армии удалось переломить ход войны в Сталинградской битве.
Но интересно, насколько Великая Отечественная выбивается из ряда российских войн XX века. Русско-японская война привела к революции 1905 года, Первая мировая — к Февральской революции, а за Афганской войной последовал распад Советского Союза. Почему же в 1941—1942 годах, испытав несравнимо более тяжелый удар, СССР не распался?

Эксперт отвечает на вопрос: Позволяют ли общие закономерности исторической динамики разобраться в этой сложной и интересной теме?

ИНТЕРВЬЮ. Время дорисовывать систему
Крупная современная компания не может быть локальной. АФК «Система» готовится к глобальной конкуренции, ищет и отечественные инновации, и кадры. Для этого она готова создать даже образовательный телеканал

Основной акционер АФК «Система» Владимир Евтушенков еще три года назад считался единственным высокотехнологичным олигархом в России. И действительно, основную часть его активов составляли операторы связи и компании, производящие электронику и оборудование. Его бизнес разительно отличался от бизнеса других крупных предпринимателей, сидящих на полезных ископаемых и их переработке. Евтушенков убежден, что, если крупная компания хочет жить и развиваться, она должна стать глобальной. А для этого ей необходима перманентная модернизация.

«Эксперт» попытался выяснить точку зрения по-прежнему самого высокотехнологичного олигарха России на ставшие чрезвычайно актуальными темы инноваций и модернизации.

Как победить в ракетной гонке
К 2012 году в России будет создано и принято на вооружение почти полтора десятка новых типов авиационных ракет и корректируемых авиабомб, по дальности вдвое превосходящих американские аналоги. Но чтобы сохранить лидерство, нам нужно ускорить разработку принципиально новых — гиперзвуковых средств поражения, на которые сейчас делают ставку США

Стремление к тотальной ликвидации стратегических носителей и боезарядов, зафиксированное в новом российско-американском Договоре СНВ-3, неизбежно приведет к тому, что роль и значимость обычных средств поражения резко возрастет уже в самое ближайшее время. Но если с нашим арсеналом стратегического оружия мы действительно можем на равных разговаривать с американцами, то в сфере обычных вооружений ни о каком паритете не может быть и речи.

Например, современных боевых самолетов у нас примерно в 15 раз меньше, чем в США, а, скажем, надводных кораблей дальней океанской зоны меньше почти в 20 раз. Это означает, что в условиях «глобального ядерного нуля» России нечего будет противопоставить своим потенциальным противникам. Причем дело тут не в качестве наших тактических вооружений, а в их количестве.

ИНТЕРВЬЮ С МЭРОМ МАХАЧКАЛЫ
Пример столицы

Мэр Махачкалы Саид Амиров убежден, что Дагестан может не только жить без федеральных дотаций, но и быть регионом-донором. Столичному городу республики это уже удалось

Главный город региона всегда воспринимается как своего рода визитная карточка всего края, области, республики. По нему судят о положении дел во всем субъекте федерации и перспективах его развития. Махачкала в этом смысле — очень выигрышная визитка для Дагестана. Последнее десятилетие стало для города периодом активного роста как в экономическом, так и в социальном плане. Сегодня в Махачкале проживает более 30% населения республики, и уже в ближайшие годы город может пополнить ряды российских миллионников.
Глава администрации Махачкалы Саид Амиров возглавляет город с 1998 года. Все это время он остается одним из наиболее влиятельных политиков Дагестана. У него свой взгляд на будущее не только республиканской столицы, но и всего региона.

pr-files.

(23.04.2010)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии