PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

АНОНСЫ ИЗДАНИЙ

Читайте в новом специальном номере журнала «Эксперт. Модернизация»

В продаже с 28 декабря

ТЕМА НОМЕРА: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

Нужен Росплан
Россия на пороге модернизации: будем ли мы рассчитывать на покупку чужих, западных технологий или станем ориентироваться на собственные разработки?
Одна из ключевых проблем современной российской экономики — инфляция. По сути, практически любой новый инвестиционный проект в России — это «большая беда», поскольку он обычно реализуется с кратным коэффициентом по отношению к исходной себестоимости.
Другая сверхкритическая проблема для модернизации экономики России — затянувшийся демографический провал. Он сильно влияет на решение другой принципиальной задачи — подготовки новых профессиональных кадров.
Ощущается явная нехватка общенациональной стратегии технологического развития, разработчиком и координатором которой, мог бы стать некий обновленный аналог советского Госплана (например, Росплан), орган, который бы смог на базе углубленного анализа текущей экономической ситуации четко определить наши государственные технологические приоритеты.

Модерн и модернизаторы
Перспективы новой модернизационной волны пока неясны. Возврат к диктатуре развития уже невозможен, но и стилизованные версии англо-американского пути относятся к жанру идеологической романтики.
Что же делать? Перед нами открываются две исторические перспективы, обе вполне вероятные. С одной стороны, длящийся упадок на основе распродажи фамильных ценностей. С другой стороны — пока менее ясная перспектива новой модернизации. Едва ли это может стать возвратом к диктатуре развития. Она была осуществима лишь в странах с преобладающим крестьянским населением. Этот ресурс долготерпения и бездонной демографии был исчерпан в нашей стране еще к середине ХХ века.
С тех пор мы и ходим по кругу, пытаясь нащупать конфигурацию, при которой государство «расклинило» бы своих чиновников и допустило самоорганизацию гражданского общества на основе новых средних классов специалистов и квалифицированных работников.

Драма догоняющих модернизаторов
Одна из основных ловушек при проведении догоняющей модернизации — гипертрофированная роль государства.
Госаппарат вынужден не только осуществлять текущее управление, не только заниматься собственно экономической модернизацией, но и, что гораздо проблематичнее, брать на себя функцию социально-политического модернизатора. Эта функция падает на плечи государства просто в силу того, что в отстающих обществах отсутствуют социальные группы, которые могли стать лидерами органичной модернизации. Опасность подстерегает такую страну как раз в тот момент, когда кажется, что все основные цели модернизации выполнены: промышленная база сформирована, общество усложнилось, институты выстроены. Но внешняя схожесть с передовыми образцами, к которой так стремились госмодернизаторы, обманчива.
В противоречие входят две задачи — текущего управления и глубинной, сущностной модернизации общества. Чтобы решить вторую задачу, госаппарат должен ослабнуть, часть его прерогатив должна отойти бизнесу и гражданскому обществу.

Свои и чужие
Истоки революционной модернизации — в разрыве представлений о необходимости модернизации у косной старой элиты, активного меньшинства и пассивного большинства. И в их общем безразличии к существующему государству.
Госаппарат вынужден не только осуществлять текущее управление, не только заниматься собственно экономической модернизацией, но и, что гораздо проблематичнее, брать на себя функцию социально-политического модернизатора. Поскольку в современном мире любая догоняющая модернизация, мирная или революционная, осуществляется усилиями государства, просто потому, что именно в его руках сосредоточены основные материальные ресурсы, то тем, кто грозит перестать платить налоги, уйти в тень, стоит оглядеться вокруг: нет ли в России людей, готовых к решительным мерам?
А модернизаторам стоит подумать над тем, что они готовы сделать ради модернизации. Дело ведь это революционное. Или, может, стоит просто жить спокойно.

Победный оскал дракона
Стратегия активного заимствования технологий из-за рубежа и четкий курс на расширение наукоемкого экспорта — главные составляющие успеха китайских реформ
Гигантская крестьянская, недоиндустриализированная страна нашла в себе силы и мудрость совершить гигантский скачок в развитии, став сегодня второй экономикой мира.
Феномен экономического чуда Китая — быстрого роста в течение двух десятилетий и более — практически всегда был связан с повышением доли инвестиций и экспорта в ВВП и практически никогда — с низким уровнем таможенной защиты.
Китайские реформаторы избрали стратегию постепенных реформ, тщательно выращивая с помощью ряда переходных форм рыночные институты, адекватные национальной культурной и хозяйственной специфике.

Ура, у них депрессия!
Не окажись условия Версальского мира столь суровы по отношению к Германии или начнись Великая депрессия лет на десять позже, сталинской индустриализации могло бы и не быть.
В результате Первой мировой войны Германия оказалась перед реальной перспективой исчезновения. Поэтому еще в 1919 году власти Германии пришли к выводу о необходимости тесного военного сотрудничества с Россией. 26 ноября 1922 года в Москве между правительством РСФСР и фирмой Junkers были заключены три договора: о производстве металлических самолетов и моторов, об организации транзитного воздушного сообщения Швеция—Персия, об аэросъемке в РСФСР.
Из-за грозящего банкротства во время Великой депрессии американская компания Albert Kahn, Inc. подписала с СССР договор, согласно которому она становилась главным консультантом советского правительства по промышленному строительству и получала пакет заказов на строительство промышленных предприятий стоимостью 2 млрд долларов (около 250 млрд долларов в сегодняшних деньгах).
В результате репрессий тридцатых годов уничтожены практически все, кто прямо или косвенно был причастен к закупкам импортного оборудования для этих строек. Поэтому трудно отделаться от убеждения, что одной из главных целей предвоенной волны репрессий было сокрытие правды о том, как и кем осуществлялась индустриализация в СССР.

pr-files.

(28.12.2009)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии